Отделение социальной реабилитации: скорая помощь для женщин

Чудовищная статистика: из за домашнего насилия в России ежегодно гибнет около 14 000 (!) женщин. Одна женщина каждые 40 минут!

Многие представительницы слабого пола предпочитают скрывать от посторонних проблемы в семье и молча терпят жестокое обращение с собой. Они уверены, что иного пути нет.

В действительности же выход есть. В Пензе уже несколько лет работает отделение социальной реабилитации для женщин (5­й Виноградный проезд, 22). В этом учреждении нуждающимся оказывают социальную, психологическую и юридическую помощь, предоставляют временный приют.

ПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ ОТЧАЯВШИХСЯ

«Круг проблем, с которыми к нам обращаются женщины, весьма широк, - говорит заведующая отделением социальной реабилитации Пензенского городского комплексного центра срочной соцпомощи населению Наталья Берлизова.

- К примеру, это конфликты между супругами, рукоприкладство со стороны мужей, предразводная и послеразводная ситуация, непонимание между детьми и родителями. К нам идут за помощью жертвы семейного насилия (физического, психологического, экономического, сексуального). Всего за год через отделение прошел 801 человек».

С каждой подопечной работают юрисконсульты, психологи, которые помогают решить насущные вопросы и снять стресс. Тем, кому это необходимо, предоставляется временное проживание на срок до одного месяца.

Помещение рассчитано на пять койко­мест, комнаты благоустроены, в них есть телевизор, микроволновая печь, детская коляска, комод, шкаф, постельные принадлежности. О том, что женщина находится под опекой отделения социальной реабилитации, никому не разглашается.

«В каждом конкретном случае мы принимаем решение, в каком именно направлении нужно оказывать помощь, - продолжает Наталья Александровна. - Причем это не одноразовая акция, многие остаются под нашим патронажем столько, сколько это необходимо.

Сейчас таковых 22 семьи, мы регулярно посещаем их на дому и постоянно находимся с ними на связи по телефону. Проблемы возникают и в благополучных семьях. Очень часто обеспеченные, образованные и интеллигентные люди оказываются в тупике, не могут найти выход из сложной жизненной ситуации».

Кстати, очное консультирование требуется не всем: порядка 42% вопросов решаются по телефону. От психолога можно услышать любой совет и алгоритм действий в трудной ситуации.

Экстренную помощь можно получить по единому круглосуточному телефону 44 00 03. Кроме того, с 8:00 до 17:00 предоставляются юридическая (тел. 95-44-31) и психологическая (тел. 95­38­58) консультации.

ИЗ ДОМА ВЫЖИЛА… СВЕКРОВЬ

«К сожалению, у многих женщин сложилось мнение, что муж­тиран - это норма, мол, бьет - значит любит, - рассказывает Наталья Берлизова. - Но, как показывает практика, это далеко не так. Если мужчина поднял на женщину руку, то в 90% случаев это будет повторяться вновь и вновь. А тем, кто хотя бы раз смирился с ролью жертвы, потом будет очень сложно с ней расстаться. В итоге такие истории заканчиваются плачевно.

Никогда не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту! Кстати, мы устраиваем и групповые занятия, где работаем с обоими супругами. И довольно часто это позволяет добиться положительного результата».

Недавно в центр пришла 30-летняя женщина с двумя сыновьями 9 и 11 лет. Ее муж в очередной раз напился и ударил несчастную по лицу. А затем выставил на улицу вместе с детьми. Бежать было некуда - в кармане ни гроша. По счастью, на пару дней женщину и ее сыновей приютила подруга, но у той своя семья...

С матерью двоих детей пообщался психолог, а затем юрист обсудил возможность бракоразводного процесса. Однако вскоре в отделении социальной реабилитации объявился раскаявшийся супруг, который принялся день и ночь вымаливать у жены прощение. С ним также поработали сотрудники учреждения, и в итоге женщина приняла решение вернуться к мужу.

Нередко разрушителями семейного благополучия становятся близкие родственники супругов. Не так давно в отделение со слезами на глазах вбежала беременная женщина - до родов ей оставалось всего две недели. Несчастную долго не могли успокоить.

Позже выяснилось, что она жила с мужем и его матерью в одном доме, но со свекровью отношения не ладились: каждый день проходил как на пороховой бочке. Когда супруг уехал в командировку и его мать в очередной раз закатила снохе скандал, та ушла из дома.

Специалисты связались с врачами из женской консультации, попросили положить свою новую подопечную в больницу пораньше. Медики пошли навстречу. А тем временем о случившемся рассказали супругу беременной женщины. Он вскоре вернулся в Пензу, его жена благополучно родила, и семья перебралась на съемную квартиру.

«Психологическая помощь часто необходима людям, потерявшим близкого человека, - говорит Наталья Берлизова. - Многие впадают в настоящую депрессию.

Так, у 55-летней женщины скоропостижно скончался супруг, офицер запаса. Вместе они душа в душу прожили 35 лет. Дети давно разъехались по другим городам, и вдова осталась одна.

Она так страдала, что это отразилось на здоровье - стало регулярно подниматься давление. Чтобы наша подопечная вернулась к обычной жизни, потребовалось почти два года усилий психолога!»

Порой без помощи специалиста не обойтись и мужчинам. Недавно в отделение реабилитации мать привела своего 32-летнего сына. Он со скандалом развелся, потерял работу, а бывшая жена не давала ему видеться с 4-летним сыном.

Мужчина опустил руки и стал искать утешение на дне стакана. Психологи помогли пензяку поверить в себя. Дела пошли в гору, мужчина трудоустроился, получил возможность общаться с бывшей женой и ребенком.

СО МНОЙ ТАК НЕЛЬЗЯ!

Во временном убежище нашла приют и 30-летняя Марина Бурлакова и ее двухгодовалая дочка (фамилия и имена участников этой жизненной драмы изменены). Женщина сбежала от мужа-дебошира.

Бурлакова родом из соседнего региона, по профессии воспитатель. Со своим мужем Андреем познакомилась в Интернете. Сначала просто общались, потом признались друг другу в симпатии, и мужчина пригласил девушку погостить в Пензе.

«Мы ходили в кино, кафе, Андрей мне очень понравился, - рассказывает Марина. - Он внимательный, интеллигентный, работает программистом. Мы стали встречаться, я познакомила его со своей мамой, и он ее просто очаровал. Перебралась к нему жить, и мы расписались. А вскоре я узнала, что ношу под сердцем малыша».

Первому звонку женщина не придала значения - спустя четыре месяца совместной жизни Андрей ушел в запой. Правда, до самого рождения дочки подобного больше не повторялось. Однако через несколько дней новоиспеченный папаша снова начал пить и дебоширить.

Из вежливого интеллигента мужчина превратился в монстра: чуть что поднимал на женщину руку - не так посмотрела, не так встретила, не сумела вкусно приготовить...

Марина несколько раз уходила с грудным ребенком на руках пожить к сестре. Супруг поспешно приходил в себя, извинялся, клялся, и женщина возвращалась домой.

Когда Бурлакова рассказала о поведении мужа своей матери, та… не поверила! После очередного скандала несчастная пришла в отделение социальной реабилитации.

«Мы с дочкой этому человеку не нужны, я ему не раз говорила, что со мной так нельзя, но он не понял, - отводит взгляд Марина. - Значит, у каждого своя дорога, нам не по пути. Ребенок растет и все видит, я не хочу, чтобы у дочки развились какие-то комплексы, фобии».

Сотрудники учреждения связались с матерью своей новой подопечной, и та забрала дочь и внучку к себе. Идет подготовка к разводу.

ПОСЛЕСЛОВИЕ СОЦИОЛОГА

«Центры помощи пострадавшим от семейного насилия необходимы сегодня не только женщинам с детьми, - уверена кандидат философских наук, социолог, преподаватель ПГУ Анна Очкина. - Стол, кров, правовая защита все чаще требуются и старикам, подвергающимся насилию со стороны своих детей.

Но страдающие от мужей женщины, которые до последнего терпят все издевательства над собой, остаются серьезной российской проблемой.

Вспомните недавнее ЧП, активно обсуждавшееся в Интернете, когда молодая женщина позвонила не куда-нибудь, а в полицию одного северного городишка. Она просила о помощи, говорила, что любовник грозит ее убить, а дежурный ответил что-то типа «вот убьют, тогда группа и приедет». А женщину-то убили.

В нашей стране традиционно не жалуют доносчиков. Выносить сор из избы не принято, боязнь общественного осуждения велика. У многих в голове всплывает образ Павлика Морозова, которого до сих пор так любят упоминать журналисты.

Но ведь на самом деле мальчишка побежал за помощью только потому, что его отец постоянно тиранил маму. Он обратился за помощью, которая, увы, так и не была оказана, и дело закончилось трагедией для всей семьи Морозовых.

Учреждения, подобные отделению социальной реабилитации в Пензе, России необходимы. У нас ведь не США, где суд может запретить мужу приближаться к супруге на определенное расстояние…»

Олеся Боровец

«Молодой ленинец», № 1, 3 января 2017 г.

6 января 2017, 14:46

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024