Цель жизни - оживить русскую историю

Когда по улице Московской под звуки марша военного оркестра при полном параде шагают уланы Литовского полка, ведомые Томасом Янчаускасом, пензенский Арбат преображается. Мальчишки берут под козырек, мужчины невольно втягивают пивные животы, лица дам озаряет мечтательное выражение, а юные барышни перешептываются: «Ах, какие парни!».

Да, в наш прагматичный век не до романтики: кто-то, пытаясь урвать свою пачку денег, расталкивает локтями остальных, кто-то берется за любую работу, лишь бы прокормить семью, а иные… просто спиваются. Но есть среди пензяков и те, кто научился жить по правилам 200-летней давности: с кодексом чести, выдержавшим проверку временем. И слава Богу, что такие люди есть. Иначе как бы мы узнали о том, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир»!..

НАЧАЛО

«Мне исполнилось четыре годика, когда мама принесла книжицу «Бородино» с очень красивыми рисунками, - рассказывает Томас Янчаускас. - Я часами рассматривал иллюстрации, на которых были изображены «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами», где «звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Впечатление осталось неизгладимое!

А когда Россия отмечала 180-летие войны 1812 года и по ТВ показали советские фильмы «Кутузов», «Война и мир», «Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих», я, как в панораме, увидел и масштабные события, и великих людей той эпохи. В начале 1990­х об Интернете только слышали, поэтому моими воспитателями стали хорошие книги.

Вы не поверите, но «Ледяной поход» нашего земляка Романа Гуля я прочитал уже в девять лет! Потом были «Записки кирасира», «История кавалергардов и Кавалергардского Ее Величества полка» и многие другие».

В 2000-х Янчаускас уже занимался средневековой исторической реконструкцией: других клубов в Пензе тогда не было. Будучи студентом ПГПУ, он на свои деньги поехал на Бородинское поле, где познакомился с москвичами из Литовского уланского полка. Почему именно с ними? У этого полка славная военная история. К тому же, не станем лукавить, и фамилия обязывала. Вскоре пензяк вступил в московский клуб.

На 190-летие Бородина Томас Витаутасович уже в конном строю участвовал в реконструкции легендарного сражения.

«От увиденного голова шла кругом, - достает из альбома фотографии Янчаускас. - Мне довелось общаться с любителями истории из Испании, Франции, Германии, Польши. И практически каждый из них оказался ходячей энциклопедией войн наполеоновской эпохи».

НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ!

Узнав от собеседника, что форма улана стоит на сегодняшний день порядка 70 000 рублей, я аж присвистнул: «И где ж вы такие деньжищи берете?»

«Конечно, сумма значительная, - согласился Томас Янчаускас. - Но не все так страшно: часть амуниции мастерим сами, часть заказываем портным. Так и не в один же день все случается…

Многие считают нас если не полными дураками, то уж чудиками непременно как раз из-за того, что мы не жалеем денег на свои увлечения. Но тут надо пояснить: большинство членов нашего исторического клуба - люди, которые в этой жизни состоялись. И прежде чем вложить деньги в историческую реконструкцию, их честно заработали. К тому же они совершенно бескорыстно помогают остальным».

Оружие, как холодное, так и огнестрельное, - отдельная песня. Оказывается, очень неплохие клинки делают в Заречном, но по цене они дороже заказанных в Англии. Ружья и пушки тоже стоят немалых денег, но как без них обойтись в сражении? А зрителей надо удивлять!

«Своих лошадей у нас пока нет, и потому мы берем их в аренду из конюшни в Согласии, - продолжает Томас Янчаускас. - К сожалению, занимаемся с ними не так часто, как хотелось бы. Кони не закрепляются за конкретным человеком, что абсолютно правильно. Каждый кавалерист должен ездить на той лошади, которая ему досталась. Существует правило: на знакомство с лошадью дается час. За это время кавалерист должен обуздать норов коня, если тот попался строптивый. И здесь главное - не бояться: ежели животное почувствует слабину - хана.

На крупных сражениях лошади остаются с нами несколько дней. Кормим их, чистим, моем, даже кусочки камней из копыт выковыриваем».

Звучит как песня, однако ЧП с уланами случаются нередко. Однажды кобыла ударила нашего героя копытом в голову. Да так, что Томас больше суток пробыл в реанимации, а затем еще месяц провалялся на больничной койке. Другой бы после этого бросил все к чертовой матери, да только… охота пуще неволи.

«В боях чего только не случалось: вывихи, переломы, даже пальцы отрубленные, - смеется пензенский улан. - У некоторых на лице остались шрамы от сабельных ударов. Как-то раз пушка прямо в грудь реконструктору ударила зарядом бездымного пороха в 400 граммов. Бедолага отлетел в реку. Парня прооперировали, но на груди на всю жизнь осталось въевшееся черное пороховое пятно.

Не забуду и случай, когда из орудийного ствола выстрелил банник и насквозь пробил парню живот. Нет, нет - тот остался жив! И увлечения своего не бросил - продолжает участвовать в нашем движении.

Но давайте про страшилки больше говорить не будем, а то может сложиться впечатление, будто у нас не хобби, а сплошное кровавое месиво. По статистике, тот же слалом и вообще горные лыжи гораздо травмоопаснее!»

Про страшилки закончили. А вот про разного рода казусы еще поговорим. Вспомним такую историю: во время 1-го пензенского Ледяного похода в 2003 году солдат Янчаускаса, маршировавших с винтовками за спиной и шашками на боку, встречный наряд милиции принял за… бандитов! Сами брать вооруженную группу побоялись, вызвали по рации несколько машин подкрепления. А дальше - как в крутом сериале: сирены, мигалки, бойцы ОМОНа в брониках с автоматами: «Всем лицом вниз! Не дергаться, стреляем без предупреждения!»

Затем несколько часов любителям истории пришлось провести в обезьяннике, пока стражи порядка разобрались, что и шашки, и винтовки - макеты, а «бандиты» - студенты педвуза.

И В ВОЗДУХ ЧЕПЧИКИ БРОСАЛИ

Созданное Томасом Янчаускасом пензенское отделение Литовского уланского полка давно приглашают на самые масштабные реконструкции в России и за рубежом. Одна из них недавно прошла под Калининградом. Чтобы доставить туда бойцов и снаряжение, включая артиллерийские орудия, уланам потребовалось… аж три самолета! Спасибо спонсорам - оплатили.

Но супостаты из НАТО получили искаженную информацию о том, что этими бортами летят не фанаты исторической реконструкции, а спецподразделения Российской армии в полном боевом снаряжении. И весь путь до бывшего Кенигсберга, пролегавший за пределами РФ, российские самолеты сопровождали истребители Североатлантического блока.

«Яркий и запоминающийся момент в моей жизни случился в 2014 году, - говорит Томас Витаутасович. - Это была 200-я годовщина взятия Парижа. По улицам французской столицы мы целой колонной под пение русских песен прошли к усыпальнице Наполеона. Любопытствующие парижане запрудили улицы, улыбались, дарили цветы, а барышни от избытка чувств «в воздух чепчики бросали».

Затем был фуршет в русском посольстве, на который пригласили потомков - внуков и правнуков белых офицеров. Они очень бережно хранят память о своих предках - поддерживают музей, в котором представлены удивительные раритеты».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Два года назад Пенза обзавелась собственным военно­историческим фестивалем «Марсово поле». И пока все складывается как нельзя лучше. Уже в 2016-м к нам приезжали реконструкторы из восьми российских городов. В этом году все будет еще масштабнее.

Томас Янчаускас и его соратники очень надеются на поддержку регионального военно­исторического общества, а пензяки с нетерпением ждут грандиозного красочного зрелища.

Кстати, на минувшее «Марсово поле» приезжал настоящий полковой священник. И когда раздалась команда «Головные уборы долой!», началась молитва и прозвучали слова «Спаси, Господи, люди твоя…», не только у улан, но и у присутствующей публики мурашки по спине побежали. Многие начали креститься.

А едва батюшка окропил святой водой русское воинство, как к нему двинулся и народ. А уж как болели за своих: «Не робей, ребята! Своих не выдавай! Ура, ломим! Бегут французы! Победа!» Так и просыпается наша генетическая память?

Очевидно, что ради таких счастливых моментов и живут Томас Янчаускас и его однополчане. Виват вам, ребята, виват!

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 11, 14 марта 2017 г.

20 марта 2017, 13:25

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024