Что по силам трем монахиням?

В возрождаемом ныне Скрябинском Вознесенском женском монастыре, что в селе Пограничном Колышлейского района, сегодня всего три монахини. Однако это их трудами совершено, казалось бы, немыслимое! В декабре 2010 года, когда по благословению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина они приехали сюда восстанавливать некогда славную обитель, их встретили руины, а сегодня здесь в левом приделе собора Вознесения Господня идут службы. И верующие приезжают в монастырь из Колышлея, Сердобска, Пензы…

Все при деле.

«Здравствуйте, надеюсь, не заплутали, пока добирались? - встречает нас возле небольшого монастырского огорода игуменья Варвара. - С дороги-то устали, наверное, давайте я вас чаем попотчую, он у нас особый, на травках настоянный».

Несмотря на искушение, твердо отказываемся - сегодня нам нужно успеть побывать еще и в других уголках Колышлейского района. «Вольному воля», - кивает головой матушка и ведет нас к каменной, в строительных лесах церкви. Впрочем, стройка здесь ведется везде. Возле сестринского корпуса кучи земли: грунтовые воды близко, и потому необходимо, пока позволяет погода, провести дренажные работы.

На огороде одна из сестер собирает в корзину огурцы и баклажаны, другая пропалывает картофель, а пожилой мужчина (впоследствии выяснилось, что это отец игуменьи Сергей Рэмович) подновляет доски складского строения. Пока мы осматриваем монастырские владения, игуменья успевает дать указания бульдозеристу, подписать очередные накладные, посоветоваться с мастерами относительно плитки, которой должны быть вымощены дорожки. В общем, работа кипит и все при деле.

Внутри храма, построенного еще в 1891 году на средства тамбовского купца Михаила Носова, тоже установлены многоярусные строительные леса. Лишь слева от входа обустроенное место для церковных служб.

Наконец, решаюсь задать нескромный вопрос: «А сколько же вам лет-то, матушка?» На что получаю бодрый ответ: «Тридцать восемь, восемнадцать из которых я провела в монастыре». Получается, что игуменья Варвара - самая молодая настоятельница обители в современной России!

ТО БЫЛА БОЖЬЯ ВОЛЯ

Обычная школьница из Арбекова Катя Соколова не думала не гадала, что судьба приведет ее в монастырь. Окончив бизнес-школу, получила образование бухгалтера, но так как на работу по специальности устроиться оказалось невозможно, пошла торговать в палатку на Центральном рынке. К этому времени ее младший брат, ныне священник Сергей Соколов, окончивший воскресную церковную школу, по выходным помогал в алтаре настоятелю церкви в Иссинском районе. Да и меньшая сестричка Маша постоянно посещала арбековский храм. С них и стала брать пример старшая Екатерина.

А в 1999 году любопытство привело девушку на Советскую (Соборную) площадь, где начались раскопки, чтобы отыскать останки пензенских архиереев. «Если интересно, оставайся», - предложил Кате священник Владимир Клюев. И она осталась. Кашеварила, помогала во всем, а по завершении раскопок решила остаться работать в церкви Петра и Февронии (бывший кинотеатр «Луч»). Правда, пробыла там недолго: вскоре Соколовой предложили хорошо оплачиваемую должность пекаря во вновь открывшемся цехе.

«Помню, с каким волнением я подошла к батюшке, - рассказывает игуменья Варвара. - Дескать, отец Владимир, вот зовут работать на новое место. Думала, он уговаривать меня будет, чтобы осталась. А в ответ услышала: «Да это же здорово! Булочки кушать будешь. Заодно и поправишься!»

Я даже обиделась. Ушла, а у самой душа не на месте: нельзя же так жить, просто плывя по течению…»

Трудилась Екатерина по сменам и день и ночь, самой себе доказывала, что человек она в мирской жизни не лишний. Но когда на летних каникулах мама на несколько дней повезла в Сканов монастырь младшую дочь Машу, старшую пригласили поехать вместе с ними.

Первое, что так удивило Соколову в обители, - большое количество молодых и красивых сестер. Тогда она всерьез задумалась: «Что же всех их здесь держит? Ради чего они мир покинули?» За три дня, проведенных в монастыре, Екатерина и на лошади успела прокатиться, и по ягоды сходить, и рукоделием заняться.

По обычаю после вечерних правил монахини с иконой обходят территорию. И в этой процессии пензячку словно обухом по голове ударили: «Ты искала место, где спастись? Здесь и оставайся. А не решишься, пеняй на себя!»

То была Божья воля. Наутро Соколова отправилась к матушке Евстолии, долго беседовала с ней и приняла решение остаться в монастыре.

Нужно было лишь уладить дела «на гражданке». Но тут-то и началось. Искушение за искушением! На работе сказали: «Какой монастырь? С ума сошла? Мы тебя не отпустим! Уже принято решение о повышении тебя в должности, зарплату будешь получать на зависть всем». На курсах кройки и шитья стали уговаривать доучиться.

Однако Екатерина уже уверовала, что монастырь - рай земной и спастись от мирской суеты она сможет лишь там. А совсем скоро к старшей сестре присоединилась и младшая, 15-летняя Маша. Случилось это в конце 2000 года.

«Поначалу я помогала в швейной мастерской, работала на скотном дворе, пела на клиросе, читала на службах, - перечисляет игуменья Варвара. - Через пару лет назначили старшей в ризошвейню, а в 2004-м - казначеем, благо гражданская специальность позволяла.

Тогда же пришлось пойти учиться в автошколу. Матушка сказала: «Водителей на вас не напасешься. Получишь права, сама везде ездить станешь». Так что уже 12 лет я за рулем.

Ездить-то много приходилось, да и приходится. И в банк, и в налоговую, и по строительству, и по другим неотложным делам».

Иноческий постриг с именем Василиса Екатерина Соколова приняла в 2010-м, а монахиней Варварой стала в апреле следующего года. В том же 2011-м и случился очередной поворот в ее жизни.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ

После того как владыка Вениамин принял решение об открытии подворья Сканова монастыря в Пограничном, из Наровчата сюда направили трех сестер: Ксению, Игнатию и Варвару. Приехали они под Новый год, как оказалось, к разбитому корыту. В единственной уцелевшей, но сильно обветшавшей хозяйственной постройке не было ни воды, ни газа, ни отопления.

Полы и те по большей части отсутствовали. В оконных рамах вместо стекол - порванная полиэтиленовая пленка. Так что спали подвижницы, не снимая верхней одежды и валенок. Только через месяц в комнате установили печку-буржуйку, которую приходилось топить сутками. А еще случился пожар, который, слава Богу, удалось быстро потушить.

В одной из келий монахини оборудовали импровизированный храм, где и молились. А соседями у них оставались магазин и местная АТС.

По разрушенной, без купола церкви тогда тоже одни сквозняки гуляли, внутри все было покрыто голубиным пометом. Однако глаза боятся, а руки делают. День за днем на протяжении семи лет игуменья Варвара с сестрами неустанно трудились над возрождением обители. Церковь уже венчает купол с крестом. Все окна застеклены.

В престольный праздник здесь служит епископ Сердобский и Спасский Митрофан. Обустраивается окружающая территория. «Земной поклон жителям Пограничного. Без их поддержки и помощи нам никак не обойтись, - говорит настоятельница Скрябинского Вознесенского женского монастыря. - Дел впереди еще много. И, если кто-то захочет нам помочь деньгами, стройматериалами, личным трудом, будем Бога молить о благодетелях».

ДЕЛО-ТО ОБЩЕЕ!

Недаром владыка Вениамин сказал: «Возрождение обители - это возрождение духовной жизни в селе Пограничном, в Колышлейском районе, да и в Пензенской области в целом. Это и возрождение человеческих душ истинно верующих православных христиан».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА «МЛ»

Скрябинский Вознесенский женский монастырь был основан в 1885 году. Первоначально монашествующие жили в деревянных избах. Собор Вознесения Господня с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского возвели здесь в 1891-м в русско-византийском стиле. При храме стояла колокольня.

Спустя десять лет для сестер был построен каменный двухэтажный корпус. К тому времени в монастыре были приют для девочек, маслобойка, конюшни, огороды, сад, пасека.

К 1917 году в обители, ведомой игуменьей Леонидой, подвизались более 200 сестер. Обитель закрыли в 1920-м. Часть монастырских зданий, в том числе и колокольню, разобрали на кирпичи, а в храме устроили склад.

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 33, 15 августа 2017 г.

19 августа 2017, 14:50

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024