Год назад, в августе 2016-го, скоропостижно скончался игумен Андрей (Афанасьев), первый настоятель Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в поселке Сазанье под Сердобском. По уже сложившемуся обычаю рано утром он шел к святому роднику на братский молебен. Здесь и нашли его тело…
Спустя год после смерти отца Андрея здесь все говорит о нем, о его неустанных трудах по созданию обители. А любой приехавший сюда паломник никак не минует могилы игумена Андрея, погребенного за алтарем храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
ОТ ПУГАЧЕВА ДО РАСПУТИНА
«Про поселок Сазанье, названный по Сазань-горе, ходит много устных легенд, - ведет нас по пустыни иеромонах Михей. - Одна из них говорит о том, что еще в XVIII веке некие монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где и молились о спасении мира. А во времена пугачевского восстания бежавшие от преследования властей повстанцы наткнулись на пещеру и попросили у старцев убежища. Следовавшие Божьим заповедям монахи приняли этих людей. Но о случившемся кто-то из жителей Сердобской слободы донес начальству. Прибывший на место карательный отряд погубил всех без разбора прямо в пещере».
Новая страница в истории Сазанских пещер была открыта только в начале XX века, когда старец Серафим (в миру Сила Жилин) увидел во сне Богоматерь, благословившую его идти в Сазанские леса, чтобы поселиться здесь в пещерах: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». Началом нового монастыря стала келья, вырытая 70-летним старцем. В 1913-м Сила принял монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и прожил на Сазань-горе до закрытия монастыря.
По благословению Саратовского епископа старец рыл под землей пещеры для устроения подземного храма, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Серафим был затворником и провел в пещере десять лет, не выходя из кельи, что сохранилась до наших дней: каменный лежак, полка с иконкой и небольшое окошко, через которое старцу подавали еду.
«Основателем же монастыря по праву считается сердобский мещанин Андрей Грузинцев, попросивший местную Думу «уступить ему для молитвы и подвигов в лесном овраге, на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место», - продолжает тему наш гид. - С тех самых пор Андрея Николаевича все называли только старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал.
Правда, есть версия, будто владыка Гермоген рукоположил Грузинцева в сан священника. Можно предположить и то, что старец мог быть пострижен в монахи тайно. Как бы то ни было, но с 1904 года оба старца - Серафим и Андрей - начали подвизаться вместе».
Здесь, в Сазанье, до сих пор рассказывают, будто в начале прошлого века в подземную обитель приезжал Григорий Распутин. По одной из версий, для того чтобы примирить двух разругавшихся между собой священников, по другой - замаливать грехи. Как там было дело, за давностью лет нам знать уже не дано, зато старожилы утверждают, что Григорий Ефимович был так впечатлен увиденным, что выразил желание обустроить здесь себе келью.
К 1918 году, когда сердобский совет заселил в монастырские флигели рабочих, здесь проживали 29 монахов и послушников. А спустя еще 4 года обитель закрыли. К тому времени почти все имущество монастыря было уже разграблено. Однако старец Андрей утешал скорбящих верующих: «Обитель возродится трудами моего тезки».
Похоронили Андрея Грузинцева на местном кладбище, и доподлинно известно, что «земля с его могильного холма буквально растаскивалась верующими, так как считалась целебной». Потому и приходилось ежегодно подновлять надгробный холмик.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Пещеры были завалены окончательно в 1953 году, после того как солдаты из воинской части, что располагалась по соседству, решили поискать здесь монашеские клады. Рядовые попали под обвал, и раскапывали их несколько суток кряду.
Шли годы, и место входа в подземный монастырь вспомнить не могли даже старожилы. Родник, бивший некогда близ святого места, взял да и ушел под землю. А само место уже жители Сазанья и военного городка превратили в свалку.
Вот такое «богатство» и досталось в наследство отцу Андрею. Разгребали помойку в прямом смысле собственными руками. В итоге из оврага вывезли 50 полных КамАЗов мусора! Да и засыпанные входы в пещеру раскапывали тоже вручную, боясь повредить их ковшом экскаватора.
Однако благодаря Божьей помощи все в конце концов устроилось - все ходы и подземные кельи расчистили и привели в надлежащее состояние. Здесь также и перезахоронили останки основателя подземного монастыря, отца Андрея Грузинцева.
СИЛА ВЕРЫ
Чудес здесь не сосчитать, а первое случилось уже в момент закладки будущего храма. Старая сухая яблоня, на которой никогда не было плодов, зацвела! Но до этого, по уверению самого отца Андрея, было еще одно чудо: «Когда в 2004 году мы сделали из двух прутьев крест, перевязали его колючей проволокой и воткнули на краю оврага, то и предположить не могли, что именно здесь окажется вход в пещеры».
Нашелся и источник со старыми срубами колодцев, желобами и помостами из мореного дуба. Но всеобщее удивление вызвало то, что после проверки воды санэпидстанцией выяснилось - родник совершенно чистый!
Здешний храм благодаря неустанным трудам отца Андрея был построен менее чем за год. И 17 апреля 2006 года, когда на купола водружали кресты, многие из присутствующих увидели в небе облако в виде креста. А ко дню празднования Казанской иконы Божией Матери, в июле 2006-го, были расчищены и пещеры. Тогда же в общую братскую могилу перезахоронили останки братии, найденные во время работ.
Среди святынь Казанского храма особо почетное место занимают ковчежцы с частицами мощей святых угодников Божиих, коих нынче здесь более полусотни. Это частицы мощей св. Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, преподобных Димитрия Ростовского, Ильи Муромца, Амвросия Оптинского, Ефросинии Полоцкой и многих других. А потому количество паломников в пустынь только растет.
В 2014-м на страстной седмице, перед праздником Светлой Пасхи, в пещерном храме Николая Чудотворца братия установила новый иконостас и крест из белого мрамора. А чуть позже отец Андрей заложил первый камень в основание нового храма в честь невинно убиенных царем Иродом Вифлеемских младенцев, поскольку в монастыре появилась частичка их мощей. И сегодня паломники и прихожане оказывают особое почитание иконе Плач Спасителя об абортах. Перед этим образом молятся и просят прощения за грех аборта и предохранения от беременности.
«С начала восстановления монастыря Господь подтвердил благодать обители новыми чудесами и исцелениями, - продолжает рассказ иеромонах Михей, исполняющий обязанности игумена. - Житель поселка Сазанье Владимир Байшев, работавший на источнике, исцелился от болей в позвоночнике. Александр Макаров - от сердечного недуга. У Сергея Тарасенко восстановилось зрение. У Ольги Макаровой, после того как она стала обливаться и умываться целебной водой, на теле бесследно пропали множественные родинки».
Хранится в обители и рассказ Марии Панкиной: «Я гипертоник, давление поднимается до 200 мм и выше. Во время крестного хода от собора Архангела Михаила в Сердобске до Казанской пустыни стояла сильная жара. Я шла и молила Бога, чтобы у меня не поднялось давление. Мне хотелось пройти весь путь самой, не пользуясь транспортом.
И я не только дошла до источника. Вот уже год у меня нет высокого давления, которое осложняло жизнь!»
Другой верующей женщине врачи сообщили об увеличивающейся миоме и предраковом состоянии. Вот ее рассказ: «Стала молиться нашей заступнице Богоматери и ходить купаться на святой источник. И вот после очередного купания вдруг почувствовала, как какой-то легкой волной сдвинуло все внутри и затем поставило на место.
А когда я вновь обследовалась, то ничего не услышала о миоме. «У вас ее нет!» - удивился доктор. А я со слезами на глазах только и могла воскликнуть: «Вот это источник!»
Пенсионерка Мария Федина была на молебне, во время коего иеромонах Андрей кропил прихожан водой из святого источника Казанской иконы Божией Матери: «Струя воды попала в мои больные глаза, и произошло исцеление. Приехав домой, я начала читать без очков!»
Список самых разных исцелений можно продолжать бесконечно долго. Только тем, кто верит, лучше самим приехать в Сазанье и на собственном опыте убедиться в чудодейственной силе молитвы и живительной воды из местного родника.
А некоторые из молящихся приходят на могилу игумена Андрея и просят его заступничества перед Господом в самых разных делах. И якобы все просьбы были услышаны…
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 35, 29 августа 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024