Папы на сорок с плюсом

Вот чудеса: статистика подтверждает, что количество мужчин, которые становятся отцами после 40, 50, а то и 60 лет, неуклонно растет - за последнее десятилетие их стало больше на 15%. Эта тенденция коснулась и мировых знаменитостей, и простых обывателей. Разница лишь в том, что о первых мы знаем многое, а жизнь вторых не так заметна.

«МЛ» решил восполнить этот пробел: мы знакомим вас с замечательными пензенскими мужчинами, которые решились на ребенка в уже солидном возрасте.

«Впервые я стал отцом в 26 лет, - рассказывает радиоведущий Андрей Токарев. - Тогда как раз окончил Саратовский медицинский, приехал в Пензу. Можно сказать, мы сбежали от бабушек-­дедушек - излишняя опека допекала (простите за каламбур). Когда родилась Катя, я и забыл, что мечтал о сыне, потому что сразу увидел в ней себя. И вижу до сих пор.

Но жизнь сложилась так, что с Катиной мамой мы вынуждены были расстаться: дочке тогда было 13, и она очень тяжело переживала развод. Вскоре у нас со второй женой родился Сережа - мне тогда исполнился 41 год - конечно, я был счастлив даже уже потому, что фамильный род продолжался. И с радостью заметил в себе тотальное спокойствие: «пеленочный» этап прошел без эксцессов - хотя бы потому, что мир уже познал памперсы.

Мне очень нравится наблюдать за сыном, хотя я поражаюсь тому, насколько мы разные: Сереже ближе не парапланеризм, которым я увлекаюсь, а авиамодельный спорт. И у него здорово получается.

Я вообще убежден, что не нужно мешать детям жить - просто надо уметь тактично помогать, подсказывать. Да и воспитывать - дело неблагодарное: начните с себя!»

Житель Пензы Дмитрий Чебурашкин - вообще многодетный отец. Старшие девочки - погодки, им 6 и 7 лет. А в прошлом году семейство пополнилось еще и долгожданным сыном. Отцу на ту пору было 44.

«Хотите сына - поезжайте в Крым! - с улыбкой советует Дмитрий. - Именно та поездка, атмосфера вдохновила нас с женой на такое свершение. И мы почему-то твердо были уверены, что будет мальчик. К своему счастью, особой разницы в отцовстве тогда и сейчас я не ощущаю, все наши дети очень темпераментные и резвые, так что заниматься праздными раздумьями о вечном просто некогда!»

«Что может дать своему ребенку 25-летний отец, пытающийся прокормить молодую семью и одновременно построить карьеру? - размышляет психотерапевт Илья Лан, у которого этим летом родился Лев Ильич (счастливому отцу буквально накануне исполнилось 45 лет). - Я в свои 27 невольно воспринимал первого сына как определенную помеху в привычном ходе дел, в регламентированной жизни (и так у всех родителей, не кривите душой!).

При этом жизненный опыт, который я тогда мог передать по наследству, был не слишком-то внушителен, а воспитание ребенка подчас оказывалось тренировкой отцовских качеств.

Вообще осознание того, что я отец, пришло лишь спустя 8 месяцев после появления первого ребенка на свет. Сейчас же все иначе: в жизни все «устаканено», разложено по полочкам, сомнений и иллюзий меньше. А возможностей помочь ребенку - больше.

Очевидный плюс такой большой возрастной разницы между детьми и в том, что со стороны старшего (ему сейчас 18 лет) нет ревности и почвы для ссор.

Так что теоретически я готов и к внуку, тем более что сегодня деды и бабушки часто становятся, по сути, мамами и папами, проводя с малышами больше времени, чем их родители.

Главное, от чего хочется очистить людские головы, - это от глупых предрассудков. Читаешь вот отцовский форум (да-­да, и такие есть!), а там 47-летний солидный человек признается, что хочет четвертого ребенка, но боится, что будущие одноклассники сына будут думать, что в школу его привел дедушка. Это все невротические опасения! Нужно быть выше их и заботиться лишь о том, как ты выглядишь в глазах собственного ребенка. Ну а если такой страх все-таки присутствует, использовать его на благо: пусть станет эликсиром молодости и главным энергетиком!»

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

«Конечно, и возрастные папы бывают психологически незрелыми, но среди молодых их, по статистике, все-таки больше. А позднее отцовство чаще всего говорит о том, что это решение было обдуманным и хорошо взвешенным, - считает Елена Потапенко, семейный психолог. - Жизненные позиции такой пары прочны, а супруги уверены друг в друге. Кроме того, чем человек старше, тем больше в нем желания оберегать, заботиться. Это наслаивается на естественное желание продолжения рода - мужчина в возрасте начинает понимать, что жизнь вообще-то конечна.

Позднее рождение ребенка делает отцов более сентиментальными, открытыми в чувствах. Такие папы терпимее и мудрее. В отличие от юных лет, когда времяпрепровождение с ребенком воспринимается как обязанность или повинность, зрелые отцы делают это с удовольствием.

Чаще всего поздний ребенок - это дитя минимум второго брака, а значит, синоним второй молодости. Но и в первой и единственной семье случается «синдром пустого гнезда»: первый ребенок вырос и уехал учиться, например, в другой город. Родители впервые за долгие годы остаются в «одиночестве вдвоем», оно невыносимо. И психика включает подсказку: родите опять, ведь сценарий уже известен. И будет всем счастье.

Я уверена: если родители адекватные и искренне хотят ребенка, то понятия возрастной нормы не существует. И Олег Табаков, «родивший» в 70 лет, и Чарли Чаплин, сделавший это в 72, - отцы­-молодцы!»

ВРАЧИ НЕ ПРОТИВ, НО ПРЕДУПРЕЖДАЮТ

«Средний возраст пензенских рожениц - 29 лет, впрочем, побывали в роддомах и 45-летние женщины, - рассказывает начальник отдела медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Пензенской области Марина Евстигнеева. - По отцам такой статистики не ведется, хотя, наверное, было бы любопытно.

Однако не стоит забывать, что позднее родительство требует гораздо большей ответственности, и в первую очередь перед самим собой. С возрастом гены как мужчин, так и женщин серьезно трансформируются: из-за перенесенных заболеваний, пережитых трагедий, нездорового образа жизни, несбалансированного питания…

В возрасте за 45 лет и женщины, и мужчины рискуют дать жизнь ребенку с синдромом Дауна и другими хромосомными аномалиями - за это ответственны и «бракованные» яйцеклетки, и половые клетки немолодого мужчины.

И хотя такой риск увеличивается лишь на доли одного процента, потенциальным родителям необходимо пройти тщательное обследование, в том числе генетическое. Вероятно, по его результатам выяснится, что придется привести в порядок некоторые системы организма, избавиться от вредных привычек и многолетних «залежей» токсинов.

Впрочем, есть и радостная статистика: дети поздних отцов в два раза (!) реже умирают в первый год жизни (синдром внезапной детской смертности), чем малыши, рожденные от юношей».

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 37, 12 сентября 2017 г.

14 сентября 2017, 14:06

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024