На вопросы читателей «МЛ» отвечает министр образования Пензенской области Александр Воронков.
***
— Александр Геннадьевич, какие новшества ждут выпускников 2018 года при сдаче ЕГЭ и ОГЭ?
— Важное нововведение этого года — изменение технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов. Теперь все задания будут храниться на дисках с установленным паролем и распечатываться непосредственно в самой аудитории. Ключ от этих дисков выдадут только во время экзамена. По окончании итоговой аттестации все работы отсканируют и отправят в региональный центр обработки информации по защищенному каналу.
А еще у выпускников 9-го класса появилась возможность помимо базовых предметов сдать иностранный язык. Это новшество связано с тем, что с 2022 года иностранный язык будет обязательным в ЕГЭ. В остальном процедура ЕГЭ и ОГЭ останется неизменной.
***
— Известны ли уже даты сдачи единого госэкзамена?
— Основной этап единого государственного экзамена традиционно пройдет с 28 мая по 2 июля. Дополнительный (сентябрьский) этап ЕГЭ — с 4-го по 15 сентября, он выделен для выпускников текущего года, которые по объективным причинам не смогли сдать экзамен в основной период или получили неудовлетворительную оценку по основным предметам: русскому языку или математике. А вот те, кто нарушит правила экзамена и воспользуется гаджетами или шпаргалками, останутся без аттестата и смогут пересдать экзамены только в следующем году.
Также уже определены даты проведения последнего звонка и выпускного. Так, первый праздник одиннадцатиклассники отметят 24 мая, а второй пройдет в регионе 23 июня.
В эти дни в каждой образовательной организации будет разработан план проведения праздника, исключающий возможность самовольного покидания выпускниками образовательных учреждений. Как и в прежние годы, будет действовать запрет на употребление и продажу спиртных напитков.
Всего в этом году школу окончат 5 463 ученика 11-х классов.
***
— Большинство выпускников, готовясь к экзаменам, занимаются с репетиторами. Почему же так? Ведь раньше школьники самостоятельно усваивали программу и без проблем поступали в вузы!
— ЕГЭ на сегодня одна из самых оптимальных форм независимой оценки знаний. При такой аттестации исключена возможность предвзятого отношения учителя к ученику, так как работы проверяют совершенно не знающие школьника люди.
К тому же мы ушли от тестирования, и все задания требуют мыслительной работы. Но самое важное — с результатами этого экзамена дети имеют возможность подать документы в любой вуз.
А вот все разговоры про стресс и прочее преувеличены и не соответствуют действительности. Во все времена студенты испытывали переживания во время экзамена, в СССР выпускники вообще сдавали по семь предметов, а потом еще в институте четыре. Теперь же все наоборот, стало проще и легче, в среднем дети сдают по 3—4 предмета, причем два выбирают сами.
По поводу репетиторства: к педагогам ходят, как правило, ученики, которые хотят набрать высокий балл по ЕГЭ. Но при этом в школах, как и прежде, есть дополнительные занятия по предметам и их можно посещать абсолютно бесплатно.
***
— Какая работа проводится в Пензенской области по ликвидации второй смены в школах?
— Перед нами стоит задача перевести всех детей на обучение в первую смену, чтобы освободить время для дополнительных занятий. На данный момент Пензенская область является активным участником федеральной программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016—2025 годы.
Благодаря этому за последние два года в регионе было введено в эксплуатацию 5 общеобразовательных организаций на 2 525 мест. Все они оснащены современными средствами обучения и воспитания. В ближайших планах — введение в эксплуатацию школы на 660 мест в микрорайоне Шуист.
Параллельно с федеральным проектом мы реализуем и региональную программу по капремонту сельских школ, имеющих материальный износ 50 и более процентов.
— А сколько детских садов планируется открыть в этом году?
— По итогам 2015 года мы достигли 100% обеспеченности местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сейчас же главная цель — создать условия для малышей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Численность таких детей, не обеспеченных местами в образовательных организациях, на 1 апреля составляла 312 человек. Очередь имеется в Пензе и Пензенском районе.
Однако эту ситуацию мы должны вскоре решить, так как с этого года Министерство образования и науки РФ начало реализацию программы по созданию дополнительных мест в детсадах для данной категории детей. Для этого нашему региону на 2018 год выделено 218,5 млн рублей, на 2019-й — 200,47 млн рублей.
Также за счет капремонта в детских садах Пензы планируется введение 220 мест, а в Заречном — 20 мест. В 2019-м будут построены три детских сада по 120 мест каждый в с. Засечное Пензенского района, дополнительный корпус филиала детского сада № 101 в микрорайоне Шуист на 175 мест, детсад в Неверкинском районе на 100 мест, а также три пристроя по 40 мест к действующим детским садам в Пензе.
***
— Прочитала о том, что в нашей стране около 2 миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4%.
Еще недавно такие дети учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. Но в последнее время проводятся реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, учиться вместе со своими здоровыми ровесниками.
Как обстоят дела с инклюзивным образованием в Пензенской области?
— В настоящее время в 278 общеобразовательных организациях инклюзивно обучаются 1 672 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра).
Для создания условий получения инклюзивного образования сформирована сеть базовых учреждений, реализующих программы общего образования, совместно для инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В школах появились дополнительные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы. С 2013 года мы обучаем педагогов работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, профессиональную переподготовку в 2018 году получают 15 работников.
С 1 сентября 2018 года запланирована реализация пилотного проекта «Ресурсный класс» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы, где в 1-м классе будут обучаться четыре ребенка с расстройствами аутистического спектра.
***
— Существует ли норматив времени на подготовку к урокам? Выполнение домашних заданий у сына занимает практически все свободное время...
— Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 г. № 189 объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2—3-х классах — 1,5 ч., в 4—5-х классах — 2 ч., в 6—8-х классах — 2,5 ч., в 9—11-х классах — до 3,5 ч.
***
— Во времена СССР обучение и воспитание считались единой системой. А сегодня учителю уже и замечание ребенку нельзя сделать!..
— Спешу вас успокоить, в новой редакции закона об образовании воспитание и обучение снова не разделяются. В свое время действительно были попытки их отделить: считалось, что в школе должны только учить, а воспитание — миссия родителей. Но мы, педагоги, были категорически против этого, потому что любая предметная задача на уроке несет воспитательный аспект. В итоге все и вернулось на круги своя.
Кроме того, сегодня в школе очень мощно представлены общественные движения. Например, российское движение школьников — нечто вроде пионерской организации.
А еще в планах ввести в школах институт вожатых, который формировал бы у детей важные гражданские, патриотические чувства. Этот вопрос сейчас рассматривается на федеральном уровне.
***
— Когда пензенские школы перейдут на пятидневную учебную неделю? Что-нибудь на этот счет уже известно? У детей совершенно нет выходных, воскресенье посвящено подготовке уроков на понедельник.
— Этот наболевший вопрос обсуждается давно, пока единого решения по этому поводу нет. Однако конкретная школа на управляющем совете сама может решить, нужно это детям или нет. И если родители, учителя, сотрудники администрации и управления образования города одобрят пятидневку, то переход на нее возможен.
Но, хочу отметить, суббота в таком случае должна стать свободной от уроков, но не от дополнительных занятий, секций и кружков.
Олеся Андреева
«Молодой ленинец», № 17, 24 апреля 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024