На вопросы читателей «МЛ» отвечает руководитель Управления Росреестра по Пензенской области Оксана Анатольевна Романова.
- Решил оформить дачный участок и домик на нем. Сдал документы в Росреестр, но мне их через некоторое время вернули. Неужели сразу не могли сказать, что с бумагами не так?
- Специалисты управления Росреестра принимают любой пакет документов, который у вас имеется на ваш земельный участок и постройку на нем. Главное, чтобы у вас с собой был паспорт!
Но то, что документы приняты, вовсе не означает, что с ними все в порядке и их достаточно для оказания государственной услуги.
Дело в том, что документы, принятые для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, должны быть изучены, проверены должностным лицом - государственным регистратором прав. Кстати, если вы подаете документы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, то должны понимать, что специалист МФЦ не является государственным регистратором прав и, соответственно, правовую экспертизу не проводит.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает несколько оснований для возврата документов без рассмотрения. Например, если документы имеют подчистки либо приписки, если отсутствует информация об уплате госпошлины, если на объект ограничены права или наложены обременения и т. д.
- Правда ли, что дачный дом теперь можно будет построить без разрешения на строительство?
- Да, и не только дачный!
С 1 июля 2018 года получать разрешение на строительство индивидуального дома площадью до 500 квадратных метров больше не нужно. Для начала работ установлен уведомительный порядок. О том, что вы собираетесь приступить к возведению дома, нужно известить орган местного самоуправления, отправив уведомление через портал госуслуг, МФЦ или по почте.
Такие изменения для индивидуальных жилых и садовых домов введены поправками в Градостроительный кодекс РФ. Сама форма уведомления пока не утверждена, но известно, что в ней нужно будет указать паспортные данные владельца, кадастровый номер участка, адрес, указать разрешенное использование этой земли и т. д.
После окончания строительства нужно будет поставить в известность орган местного самоуправления. Он в свою очередь направит в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на построенный объект.
- Я хочу узнать, стоит моя дача на кадастровом учете или нет. Как это сделать?
- Если на руках нет ни кадастрового паспорта, ни выписки из Реестра недвижимости об объекте, информацию можно найти на Публичной кадастровой карте в Интернете. Для этого достаточно заполнить окошко поиска в верхнем правом углу карты. Если участок вы нашли, а дом на нем не значится, значит, он либо не поставлен на кадастровый учет, либо внесен в реестр недвижимости без координат.
Вы также можете воспользоваться сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Сведения из реестра недвижимости можно запросить в МФЦ.
- Смежный с моей дачей участок зарос бурьяном. Так хочется его облагородить и использовать по назначению. Как это можно сделать?
- Чтобы увеличить фактическую площадь своего участка, присоединив пограничный, и не нарушить закон, вам в любом случае придется искать собственника этой земли и заключить с ним договор купли-продажи либо аренды (если это муниципалитет) и зарегистрировать право собственности.
Чтобы узнать, кто хозяин этого участка, нужно будет заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. В ней также будет содержаться информация об ограничении прав и обременении объекта недвижимости.
Если участок является собственностью муниципалитета, необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением на право пользования и выделения его в частную собственность.
Юлия Измайлова
«Молодой ленинец», № 38, 18 сентября 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024