«Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные по воле судьбы далеко от нас. Но хочется думать, что дух и традиции, которые одушевляли нас в свое время, не пропали, - написал в «Воспоминаниях военного летчика» один из первых русских авиаторов, пензяк Николай Данилевский. - На смену пришло новое поколение, и остается только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда бы не прерывалась».
Увы, но его же воспитанники - те, кого Николай Николаевич не раз выручал из беды, - и предали своего учителя...
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Перед Первой мировой войной Николай Данилевский служил в Гатчинский авиашколе инструктором и начальником команды низших чинов. Одним из его учеников был Геннадий Нелидов - впоследствии моторист легендарного Петра Нестерова.
В 1916-1917 годах наш земляк был командиром 10-го дивизиона Западного фронта. За разведполеты и доставленные данные он отмечен орденами Св. Анны 2-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени и золотым оружием.
После октября 1917-го Данилевский - инспектор управления авиации и воздухоплавания округа. В 1919-м пензяк уже начальник аэростанции летного отдела Главвоздухфлота. Но в 1923-м комдив оставил военную службу и перешел в гражданскую авиацию. Почему? Начались гонения на бывших офицеров императорской армии. В зачет не взяли даже то, что из-под крыла Николая Николаевича вылетели такие соколы, как Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев, Михаил Бабушкин (все трое Герои Союза), Фабио Фарих (полярный летчик, участник арктических экспедиций).
Уже на «гражданке» пензяк разработал многие воздушные маршруты, подготовил уникальный перелет советских самолетов из Москвы в Пекин, стал одним из первых организаторов аэрофотосъемки в СССР. И ради пользы дела приглашал на работу опытных пилотов, служивших в прошлом в Белой армии.
ПЕРВЫЙ СРОК
В марте 1933 года прямо на службе Николая Данилевского арестовали. Вместе с ним под стражу попали и пять его подчиненных. Всем предъявили обвинение по 58-й, политической, статье. Но если пензяк виновным себя не признал, то вчерашние соратники топили его по полной программе. На очной ставке Константин Арцеулов сказал: «Данилевского считаю человеком старой психологии кадрового офицера царской армии, в настоящее время антисоветски настроенным».
Три года исправработ Николай Николаевич отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Но и здесь авиатору нашли применение по специальности: сначала метеорологом, затем в организации полетов гидросамолетов.
Каждую неделю зэк писал письма жене - актрисе московского передвижного театра Александре Данилевской-Чуенко и даже умудрялся отправлять ей скромные посылки с Белого моря с «очень вкусной местной селедкой».
Как ударника труда бывшего летчика освободили досрочно.
РОКОВОЙ СОВЕТ ГЕРОЮ
В середине 1930-х Николая Данилевского вызвали в НКВД и без обиняков предложили стать доносчиком на друзей и сослуживцев. Он отказался. Очередной арест был лишь делом времени...
Пензяка вновь арестовали 25 января 1938 года на метеостанции в Петушках. В Таганской тюрьме предъявили стандартное обвинение «в контрреволюционной агитации» и, что самое удивительное, в «нанесении оскорбления Герою Советского Союза, депутату Верховного Совета Союза ССР тов. Водопьянову».
Сам же Михаил Васильевич ни сном ни духом не ведал о случившемся. А узнав об аресте, сказал: «Если б не Данилевский, я бы не только Героем, но и летчиком не стал бы!»
Как сына кулака Водопьянова в летную школу не брали, но наш земляк лично похлопотал за него. И вскоре вся страна узнала о таких подвигах летчика, как спасение челюскинцев и посадка тяжелого самолета на Северном полюсе (высадка четырех полярников во главе с Иваном Папаниным).
Данилевский радовался успехам ученика, но рекомендовал ему не афишировать перелеты, связанные с особыми трудностями, заранее, считая это нескромным. И Водопьянов без обид принял такой совет к сведению.
Михаил Васильевич и еще один ученик пензяка Слепнев пытались добиться освобождения Данилевского. Писали на имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. Тщетно.
Только в декабре 1939 года Александре Данилевской-Чуенко выдали справку о том, что Данилевский «осужден на 10 лет без права переписки». Знаменитый летчик, стоявший у истоков создания отечественной авиации, был расстрелян 21 февраля 1938 года и захоронен на Бутовском полигоне.
Николай Данилевский был полностью реабилитирован в 1955 году.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 46, 13 ноября 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024