19 марта в областной картинной галерее открылась выставка «Мыслеформа» пензенского художника Ильи Шадчнева. Накануне этого события корреспондент «МЛ» решил побеседовать с мастером.
- Художником вы стали по зову сердца, или так распорядилась судьба?
- Так распорядилась мама, - улыбается Илья Владимирович. - Шла она по улице Лермонтова и на двери художественного училища увидела объявление о наборе в художественную школу № 1, в то время располагавшуюся в этом же здании. Ну и отправила меня учиться рисованию, а сестру мою определила в музыкальную школу, чтобы дети, как говорится, были при деле.
- Как вы выживали в лихие 90‑е?
- Я часто ездил в Москву, продавал на Арбате свои картины. Помню, пришел первый раз, меня местные художники, там же торгующие, спрашивают, мол, откуда ты такой взялся? Говорю: «Я приехал оттуда, где родился Лермонтов». «А, - кивает один, - знаю, это у станции метро «Красные ворота». К своему стыду, я не знал, что Лермонтов родился в Москве, был уверен, что он родом из «Тархан». Но эта оговорка помогла мне стать среди арбатских художников своим.
С продаж картин можно было жить, туристы там толпами ходили. А в один из дней 1995‑го даже заглянул тогдашний заместитель генерального прокурора РФ, будущий генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Заплатил 30 долларов за небольшую картину, на которой была изображена… чайка. Оказывается, Юрий Яковлевич скупает картины, на которых присутствует эта птица, - тем и был вызван его интерес к моей работе.
- А как появился проект «Улицы старой Пензы»?
- В художественном училище, где я преподавал, есть такое задание - «Историческая картина». И мы в 1997 году с учениками ходили по историческому центру Пензы, делали зарисовки того, как он мог выглядеть сто лет назад. Чтобы объяснить, что тротуары раньше были на метр ниже, мы буквально по‑пластунски рассматривали силуэты домов. А я для примера нарисовал небольшие, открыточного формата картины своего видения старой Пензы. Потом из этих работ получилась выставка.
Ставлю себе в заслугу, что я спас балкон Губернаторского дома, с которого приветствовал собравшихся император Николай II. Из-за ветхости балкон хотели ликвидировать, но я уговорил владельцев здания этого не делать, и сейчас он красиво выделяется на фоне фасада.
- Какие работы мы сможем увидеть на выставке «Мыслеформа»?
- Я хотел выставить картины, которые все еще находятся в Париже (у моей одноклассницы) после выставки в Лувре, в которой я принимал участие в 2018 году. Но с их доставкой из‑за пандемии возникли сложности. Поэтому мне срочно за два месяца пришлось написать 15 новых работ! В таком темпе работать мне еще не доводилось, но надеюсь, что качество от скорости письма не пострадало.
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 11, 16 марта 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024