Уже в который раз приходится возвращаться к ситуации, сложившейся в системе нашего образования. По количеству разного рода нововведений образовательная сфера смело может соперничать с медицинской, доведенной реформами до полуобморочного состояния.
Учителям и врачам сегодня можно только посочувствовать, как, впрочем, и всем нам. Это ж надо - довести до такого, что две самые благородные и гуманные профессии за какие-то 20 лет обесценились практически полностью! Кто сегодня, будучи в здравом уме, захочет работать в школе? Получать копейки, выполняя кучу идиотских требований, сочиненных функционерами от образования? Уж в требованиях этих недостатка нет и не предвидится.
Всем прекрасно известно, что школьные кабинеты уже много лет ремонтируются за счет родительских денег. У бюджета, видите ли, средств катастрофически не хватает. На всякие глупости хватает, а на ремонт - нет. Ну ладно. Люди ко всему привыкают, привыкли и к этому. Сдавали деньги классным руководителям, и вроде бы проблем особых не было. Но грянула борьба с коррупцией.
А где у нас самые коррумпированные граждане? Ну конечно, в школах с вузами и в больницах с поликлиниками! Не в мэриях же да министерствах, естественно. И вот спустили в школы очередное «глубоко продуманное» требование - запретить преподавателям брать у родителей деньги! Вообще чтобы к деньгам не прикасались! Борьба с коррупцией, понимаешь.
Ну хорошо, а за чей счет тогда классы ремонтировать будут? Может, у бюджета лишние средства объявились? Например, из фонда экономии заработной платы. Нет, говорят, не появились, что вы там, с ума сошли? А как же тогда? А вот как-то так сделайте, чтобы денег в руки учителю не давать. Ну как-то сами собирайте, сами нанимайте, сами делайте, короче, вам виднее. Но учителю - ни-ни! Вот так, простенько и со вкусом, а главное - без какого-либо напряга для бюджета была решена проблема коррупции в школах.
Еще одно новшество, призванное коренным образом оптимизировать существующую систему образования, касается школьного питания. Как известно, еще на заре туманной юности советская власть отделила церковь от государства, дав тем самым понять, что нечего мешать кислое с пресным.
Похожим образом поступили в наше время со школьным питанием, убрав пищеблоки из штатов учебных заведений. Но если в случае с религиозным культом логика прослеживается, то в случае со школьными столовыми - отсутствует напрочь.
Питание школьников отдали на откуп предпринимателям, для которых на первом, втором и третьем месте должна стоять прибыль. Иначе какой же это бизнес? Но сочетаются ли понятия «прибыль» и «бизнес» с питанием ребятишек? Или это очередной ход, направленный на то, чтобы ослабить нагрузку на бюджет? Ведь школьные столовые надо было финансировать из того же бюджета. Однако что сделано, то сделано - кормят школьников теперь предприниматели.
Как кормят - вопрос отдельный, не будем сегодня его затрагивать, поговорим лучше о, так сказать, организации процесса школьного питания. Не так давно, кажется, в прошлом учебном году, в рамках все той же борьбы с коррупцией в школах начали вводить электронные карточки, которыми дети должны были расплачиваться за питание. Тоже, конечно, сомнительное новшество, ну да ладно. Хотя уже где-то в ноябре прошлого года ходили разговоры о скорой отмене карточек.
Совсем недавно в одной из арбековских школ - уж не буду называть, какой именно - школьникам было велено с определенного дня ежедневно приносить по два рубля. Зачем? Я вот тоже никак не мог понять - зачем.
Потом выяснилось, что предприниматель, обеспечивающий питанием данную школу, то ли в связи с кризисом, то ли еще почему, сократил «накрывальщиц», то есть тех, кто накрывал столы для учеников. Вот сократил - и все.
В итоге нарисовались три варианта выхода из кризисной ситуации. Либо накрывают сами школьники, либо их родители, либо... те же «накрывальщицы», но оплачивать их труд придется родителям из своего кармана.
Нетрудно догадаться, что принят был последний вариант. Два рубля, даже ежедневно, не та сумма, чтобы поднимать из-за этого скандал. Но дело не в этом. Ведь, по идее, должны же быть прописаны в контракте какие-то условия, требования, которые организатор питания не имеет права нарушать ни при каких обстоятельствах.
А вдруг ему завтра в голову взбредет поваров, допустим, сократить. Тогда как? Тоже родителям предложат скидываться? А чем, собственно, не вариант? Только вот в чем тогда суть организации школьного питания и в чем роль предпринимателя, который это питание взялся организовывать? И почему у нас по сей день каждый делает что хочет?
Один из соображений экономии, дабы не тратиться на приобретение машинок для проверки купюр, решил «пятитысячные» принимать только при предъявлении паспортных данных, нарушая при этом и закон о защите персональных данных, и закон о защите прав потребителей.
Другой из соображений все той же экономии оплату своих же работников на родителей перебросил, что тоже, думается, не вполне законно. И все это в порядке вещей. И мне хочется спросить, до каких пор этот «порядок» будет сохраняться? Может быть, до тех, пока мы будем сами его поддерживать?
Анатолий Коломыцев
«Новая социальная газета», № 5, 12 февраля 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024