Не секрет, что многим нашим соотечественникам рыба служит заменителем подорожавшей мясной продукции. Очевидно, именно это соображение легло в основу «бизнес-проекта» предпринимателя Малюкова, решившего открыть магазин с простым названием «Рыба».
Это заведение хорошо знакомо тем пензенцам, кто запасается дарами моря на Центральном рынке. На любви народа к селедке и прочим обитателям подводного царства действительно можно неплохо подзаработать. И все бы ничего, да вот стали замечать покупатели, что обвешивают их в этом магазине немилосердно. Обратились с жалобой в Ассоциацию потребителей Пензенской области.
- У продавцов этого магазина, - возмущается общественный контролер вышеназванной общественной организации Анна Петровна Коротина, - мы обнаружили специальные 100 и 200-граммовые мешочки из целлофана с сахаром или солью. Мешочки эти ставятся около весов на столик и незаметно подкидываются при взвешивании товара.
Обманывают покупателя там и с помощью магнитов, которые закрепляют на тарелках весов с обратной стороны. Когда мы зашли в этот магазин, продавцы меня узнали сразу и тут же спешно стали от всех своих приспособлений избавляться: кто под стол кидает, кто куда. У покупателей глаза округлились: «Вот это нас дурачили!»
Кроме того, при проверке общественными контролерами было установлено, что фактический вес всех килограммовых гирь, обычно используемых в торговле, составляет в «Рыбе» менее 900 граммов.
Также на весах и гирях отсутствовало клеймо о проведении метрологической поверки. Не оказалось в магазине и свидетельств о поверке весов. Вдобавок администрация торговой точки посчитала, что для них совершенно лишними будут контрольные весы.
Это последнее решение хозяев «Рыбы» можно назвать очень «предусмотрительным», ведь регулярный обвес покупателей здесь составлял от 50 до 300 граммов, в зависимости от общего веса покупки.
Совсем не до шуток стало общественным контролерам из ассоциации потребителей, когда стало ясно, что у продавцов «Рыбы» медицинских книжек не было и в помине!
- Мы обратились в суд с иском к индивидуальному предпринимателю в защиту прав неопределенного круга потребителей, - поделилась с корреспондентом «НП» председатель Ассоциации потребителей Пензенской области Лидия Васильевна Сидорова.
При рассмотрении дела в суде ответчик признал свои действия противоправными и обязался впредь не нарушать права потребителей, привести в исправное состояние средства измерения и не осуществлять продажу продуктов с отсутствием у продавцов медицинских книжек.
Финал, вроде бы, счастливый: зло наказано, справедливость восторжествовала. Но, как водится, у этой истории есть и обратная сторона, которая оптимизма не внушает. Дело в том, что сейчас, согласно 294-му Федеральному закону, контролирующий орган имеет право проводить плановую проверку таких горе-предпринимателей, как Малюков, всего лишь раз в три года.
Остальные проверки могут проводиться только на основании письменной жалобы. И нечистые на руку бизнесмены этим пользуются. Схема такая. Работает некое условное ИП три года. Никто из ревизоров его все эти годы тронуть права не имеет.
По истечении же этого «волшебного срока» бизнесмен сдает свое свидетельство, снимается с учета и открывает новое ИП. Регистрируется «новое» дело на кого угодно, чаще на какого-нибудь «двоюродного племянника троюродного дедушки» или, например, на собственного продавца. Таким образом, у «переродившейся» фирмы есть в запасе еще три года спокойной жизни. И так до бесконечности.
- Именно поэтому сейчас потребитель, приобретая тот или иной товар, образно говоря, участвует в лотерее, - уверена Лидия Сидорова. - Это сравнение тем более верно, когда речь идет о продуктах питания, как в случае с магазином «Рыба». Выходит, что контролирующие органы живут за счет налогов, которые собирают с населения, но защитить это население от недобросовестных частников не могут!
И еще. По неофициальной информации, продавцам некоторых подобных торговых точек их хозяева заработную плату... не платят совсем. Якобы уговор такой: на сколько покупателя обвесишь, столько и денег домой принесешь.
Только вот забывают такие «работники прилавка», что обвешивают они не тех, кто любит полакомиться стерлядью или белугой, а рядового потребителя с его тощим кошельком, для которого главной рыбой всегда оставалась и, наверное, еще долго будет оставаться селедка.
Иван Тонков
«Наша Пенза», № 39, 29 сентября 2011 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024