Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. И вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М. А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».
То же и в жизни каждого человека, когда он вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с промыслом Божиим (или, для не понимающих этого языка, со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человека-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы - сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив - обломков своих несбывшихся надежд.
Тогда вопрос: от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от обезьяны Бога, т. е. от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете - их хозяину, Отцу лжи, а проще говоря, главному лохотронщику, все наслаждение которого - обмануть, погубить, убить.
И понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18). Потому что их профессия - ложь и общение с демонами. И понятна судьба того, кто рискует к ним обратиться, - стать бесовской игрушкой, послушным шариком в руках главного наперсточника и погибнуть.
Показательна в Ветхом Завете судьба израильского царя Саула, который обратился к аэндорской гадалке: под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их, морально разоружил и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.
Церковь на протяжении всех веков своего существования неоднократно высказывалась о богопротивной природе гаданий. Не существует безопасных методик, как и нет деления на белую и черную магию, которая является не чем иным, как связью человека с демоническим миром.
И даже в том случае, если гадающие воспринимают это занятие не всерьез, а только играют, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию, На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание или осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел.
Расплата же за демонообщение - повреждение физического и психического здоровья, жизненные скорби. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество.
Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции.
Стоит заметить, что многие виды гаданий, особенно в дни рождественские и крещенские, требуют снятия с себя нательного креста. Мимоходом предлагается крестик убрать в сторону, то есть отречься от Бога, дабы не мешал предстоящему диалогу с бесятами.
Для гаданий выбираются места, где, как считается, «обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период». Места нежилые и нестандартные, такие как заброшенные дома, бани, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т. д.
В течение года существуют несколько дней и недель, когда особо ярко проявляют себя силы зла. Святки - один из таких периодов, потому что это время, наиболее приближенное к настоящему чуду - рождению Спасителя.
«Святочные гадания, - пишет известный богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев, - это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года.
Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу: они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении».
Валерий Николаев
«Наша Пенза», № 3, 14 января 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024