Пензенцам необходим «глоток чистого воздуха»: муниципалитет предпринимает очередные шаги к сохранению городского наземного электротранспорта, несмотря на постоянно предрекаемый ему неутешительный финал.
Равно 70 долгих и счастливых лет пензенский троллейбус, трясясь на жизненных ухабах, исправно возит пассажиров во все концы города - даже старшее поколение горожан наверняка и не вспомнит точный облик одной из первых «рогатых» машин МТБ-82Д, впервые вышедших в рейс в ноябре 1948-го.
Зато троллейбус «шестидесятников» прекрасно знаком почти каждому пензенцу: вместительный «бочонок» - модель ЗиУ-5, кабина которого, вмонтированная в стену здания рядом с бывшим троллейбусным депо на ул. Суворова, сначала стала памятником развитию местного наземного электротранспорта, а затем немым укором всем тем, кто так или иначе причастен к его искусственно созданному шаткому положению.
В 2007 году кабину-памятник убрали, надо думать, желая, чтобы горожане в будничной суете поскорей забыли об удобном, вместительном, бесшумном и, главное, безальтернативном виде транспорта, «изменив» ему с заполонившими Пензу проворными маршрутками...
Но не тут-то было! Общественность поднялась на защиту троллейбусного движения.
- В городе-полумиллионнике должен быть троллейбус как неприкосновенный муниципальный транспорт, - ранее высказал свое мнение региональный министр промышленности, транспорта и инновационной политики Михаил Торгашин. - Спасение троллейбуса в том, чтобы он стал более быстрым и комфортным. За счет повышения пассажирского комфорта, оптимизации работы троллейбусных маршрутов, сокращения издержек троллейбус становится более рентабельным.
Если три года назад перевозчику компенсировалось более 100 миллионов рублей из бюджета, то в этом году сумма - порядка 50 миллионов. В целом позиция министерства такова: надо сокращать количество автобусов малого класса в пользу экологичных видов общественного транспорта. Если мы откажемся от троллейбуса сейчас, восстановить его вряд ли удастся.
КОНДУКТОР С НАМИ НЕ ПОЕДЕТ...
За четырехлетними «передвижениями» пензенского троллейбуса, тянущимися с момента банкротства МУП «Пензенские пассажирские перевозки», горожане следят неотступно. Их мало волнуют экономические нюансы этой процедуры - важнее ежедневно слышать шум больших колес и характерный звук подъезжающего к остановке теплого троллейбуса, в салоне которого можно удобно расположиться и с тяжелыми пакетами, и с зачехленными лыжами, и с домашним питомцем и довезти все это за каких-то 20 рублей в один конец.
Увы, в нынешней ситуации пензенцы стали воспринимать троллейбус, скорее, как транспорт выходного дня или «обратного пути с работы» (и то при условии, что он ходит чаще одного раза в час-полтора). А еще самообслуживания: отдельные троллейбусные маршруты (№ 1 и 2) в рамках оптимизации работы предприятия-перевозчика отказались от кондукторского труда - деньги за проезд собирает водитель, он же выдает билеты и одновременно следит за дорогой и участниками уличного движения...
По словам водителей, с кондукторами они чувствовали себя спокойнее, ведь теперь приходится не только отвечать за безопасность пассажиров, но и брать на себя материальную ответственность за билетную кассу. Из-за этого время в пути увеличивается - ожидание троллейбуса на остановке может стать вечностью.
Никто не отменял также понятия максимального транспортного охвата микрорайонов, особенно заводских, где сосредоточены крупнейшие по числу работников промышленные предприятия города. Здесь транспорт большого класса незаменим, маршрутки должны лишь дополнять его, а не замещать.
Получается же ровно наоборот: на днях работники Пензенского компрессорного завода коллективно пожаловались в СМИ и Управление транспорта и связи г. Пензы на нестыковки в расписании движения троллейбусного маршрута № 1 - оказалось, что в целях оптимизации расходов перевозчика единственный транспорт большой вместимости на этом направлении сократили с четырех до двух машин.
«Мы не можем уехать домой ни на троллейбусе, ни на маршрутке - наша «1Т» и маршрутка № 5к с Севера всегда переполнены, - возмущены заводчане. - Расписание движения троллейбусов переделали так, что с заводской конечной остановки «единичка» теперь уезжает, не дожидаясь окончания рабочей смены». У горожан есть подозрения насчет намеренности таких действий, но чем это доказать? Сами транспортники объясняют сокращение количества машин на первом маршруте стандартно - снижением пассажиропотока и предпочтительным выбором личного транспорта для поездок на работу.
БУДУЩЕЕ НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ
На одном из недавних совещаний в мэрии по развитию маршрутно-транспортной сети пензенский градоначальник во всеуслышание объявил о намерении муниципалитета предпринять новые шаги ради сохранения в Пензе троллейбусного движения. Эту борьбу нельзя проиграть даже при существующих финансовых трудностях СМУП «Пензалифт», который по-прежнему является совладельцем большей части подвижного состава и ремонтной базы городского троллейбусного депо.
Начальник управления транспорта и связи г. Пензы Юлия Еремина провела анализ финансово-хозяйственной деятельности СМУП «Пензалифт» за 10 месяцев текущего года, озвучив предложения по оздоровлению ситуации на предприятии и сохранению подвижного состава в количестве 15 единиц, которые по договору лизинга переданы «Пензалифту».
- У троллейбусов в Пензе есть будущее. Мы должны принять все необходимые меры для сохранения социального экологически чистого пассажирского транспорта, каковым являются троллейбусы. Такую задачу поставил перед нами губернатор, этого ждут от нас горожане, - заявил тогда мэр.
Модернизация троллейбусного парка и его подготовка к зимней эксплуатации в основном легла на плечи пензенского «Горэлектротранса» как официального перевозчика по муниципальному контракту с администрацией.
Летом в «Горэлектротрансе» провели полноценную предсезонную подготовку подвижного состава: обновили электропечи и систему прогрева салонов, установив оборудование с большей теплоотдачей, усовершенствовали систему открывания и закрывания входных дверей, утеплив их верхнюю часть уплотнителем для лучшего сохранения комфортной температуры. Число жалоб на холод и неудобства в пути снизилось по сравнению с прошлой зимой. Пассажиры «шестерок», «семерок», «восьмерок» и «двоек» первыми ощутили эти изменения - заходя в троллейбус «с морозца», теперь отогреваешься быстрее.
Также ведется планомерная работа по реконструкции троллейбусных контактных сетей, которые из-за своего чрезмерного износа неоднократно становились причиной многочисленных обрывов и обесточек на линии.
В этом году проведена замена 2,5 километра контактной сети на улицах Свердлова, Калинина, проспекте Победы и на кольце у памятника Победы (на пути следования маршрутов № 2 и 9). Произведен ремонт пяти сходных стрелок и трех автоматических. Заменены пять опор контактной сети на улицах 8 Марта, Пушкина, Кирова, Карпинского и Байдукова.
До конца года планируется заменить контактный провод протяженностью 1,3 километра на проспекте Строителей (разворотное кольцо на ул. Стасова для машин 9-го маршрута), улице Суворова (кольцо в районе «Глобуса»), Беляевском путепроводе.
- Проведение мероприятий по реконструкции контактной сети приведет к ее более устойчивому энергоснабжению, экономии энергоресурсов, а главное - увеличит скорость движения троллейбусов, - перечислил директор ООО «Городской электрический транспорт» Алексей Кузнецов.
Кроме того, в новом году запланировано продолжение работ по оснащению маршрутов городского электротранспорта точками доступа к беспроводному Интернету. Пока таким бесплатным сервисом пользуются только пассажиры троллейбусного маршрута № 7: точками подключения оборудованы салоны белорусских «семерок» с пятилетним пробегом по пензенским улицам - тех, что приобретались к 350-летию города.
Анна Львова
«Наша Пенза», № 49, 5 декабря 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024