Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с... вокзала. А точнее - с вокзалов. Знаете ли вы, что только железнодорожных в Пензе несколько? По их платформам и привокзальным площадям мы и решили прогуляться. А к воздушным и автомобильным «воротам» города отправимся позже.
Нашим сопровождающим любезно согласился быть Александр Сачков, разбирающийся в прошлом и настоящем местных железнодорожных вокзалов лучше, чем кто-либо, потому что является руководителем Музея истории железной дороги пензенского региона.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ
Начнем прогулку с посещения главного транспортного железнодорожного узла областного центра - станции Пенза-1. На Привокзальной площади гулко и пестро - торопятся автомобили, торопятся люди.
- Вопрос на засыпку: сколько в Пензе станций и железнодорожных вокзалов? - хитро прищурившись, спрашивает Александр.
- Четыре станции и соответственно четыре вокзала: Пенза-1, Пенза-2, Пенза-3 и Пенза-4, - простодушно отвечаю я.
- Станций действительно четыре а вот вокзалов только три - построенный еще до войны для обслуживания пригородных пассажирских поездов вокзальчик на Пензе-2 в середине девяностых годов снесли, - просвещает меня собеседник.
...Центральный вокзал на Пензе-1 впечатляет прежде всего своими размерами. Современное здание из стекла и бетона растянулось на 360 метров вдоль площади. Внутри оно вмещает около двух тысяч пассажиров. А вверх взметнулась одиннадцатиэтажная вокзальная гостиница. На ее фасадной стене торопят отъезжающих огромные стрелки башенных часов.
- Новое здание было построено в 1974 году на месте снесенного в 1969-м старого, - рассказывает Александр.
- По архивным фотоснимкам можно проследить всю вокзальную историю. Первый каменный вокзал станции Пенза Моршанско-Сызранской дороги (так она называлась при постройке) был возведен в 1874 году по проекту выдающегося архитектора Николая Бихеле.
Просуществовал он почти столетие, претерпев неоднократные реконструкции. Такой же вокзал-близнец сохранился до наших дней в Сызрани.
Прогулялись мы и по просторным вокзальным залам. Пассажиры чувствуют себя здесь комфортно. К их услугам удобные скамьи, буфет, ресторан, сувенирный и газетный киоски... Есть и пристанище для души - православная часовня покровителя всех путешествующих святителя Николая, построенная в 2012 году.
«СМОТРЯЩИЙ» НА ЮГ
Следующим объектом нашего внимания стал вокзал станции Пенза-3. На площади перед ним, в отличие от аналогичного пространства станции Пенза-1, было тихо и немноголюдно. Троллейбусные провода напомнили о недавно закрытом троллейбусном маршруте № 6.
- 7 ноября далекого теперь уже 1896 года произошло знаменательное событие: состоялось торжественное открытие железнодорожной линии, соединяющей Пензу с Югом России, - сказал мой сопровождающий А. Сачков. - Пенза-3 тогда имела иное название - станция Пенза Рязано-Уральской дороги.
С 1 декабря в том же 1896 году началось движение поездов по маршруту Пенза - Ртищево. Старинное одноэтажное здание вокзала, которое мы видим, сохранилось до наших дней.
Построенное из кирпича в псевдорусском стиле, оно изобилует каменными узорами. Жаль, что утрачены шпили, венчавшие башенки и щипцовую кровлю главного входа. В свое время они служили эффектным украшением постройки.
Невозможно не обратить внимание и на стоящую рядом старинную кирпичную водонапорную башню. Ровесница железнодорожного вокзала примечательна прежде всего тем, что является одним из немногих таких сооружений, сохранивших первоначальную форму кровли.
В 2015 году возле вокзала был установлен памятный знак - кенотаф чехословацким легионерам, погибшим в 1918 году в боях с большевистским гарнизоном Пензы.
В настоящее время Пензу-3 с Пензой-1 и Ртищево-1 соединяют четыре электрички. До Ртищево отсюда 155 километров.
СТОДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ЭКЛЕКТИКА
В этом году вокзалу станции Пенза-4 исполнится 110 лет. Длинное одноэтажное здание чем-то напоминает предыдущий объект нашего путешествия.
Пенза-4 когда-то, как и Пенза-3, имела другое название - станция Пенза Московско-Казанской железной дороги.
- Свое влияние на облик здания оказала эклектика - смешение элементов различных стилей и направлений, - поясняет мой гид. - Посмотрите - декоративные элементы фасада из тесаного или фигурного кирпича сочетаются со строгими классическими формами.
В настоящее время вокзал станции Пенза-4, по словам А. Сачкова, действует только как пригородный. С него отправляются поезда на Рузаевку (до нее 138 км) и Пензу-3. Линия была электрифицирована в 1969 году. А сама станция выполняет функции приемки и отправки грузов.
Дмитрий Взоров
«Наша Пенза», № 13, 27 марта 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024