Музей, «не столь отдаленный»

У любой службы и у любой системы есть своя история. В том числе и у системы пенитенциарной. Причем история мест не столь отдаленных в любом регионе всегда любопытна и интересна, ведь по сути она отражает сосуществование под одной крышей двух миров, двух сообществ - тех, кто непосредственно отбывает наказание за совершенные грехи, и тех, кто работает в этих учреждениях, обеспечивая их функционал. История Пензенского УФСИН сконцентрирована в ведомственном музее, где и побывал автор этих строк.

ТЮРЬМА НАЧИНАЕТСЯ С ДВЕРИ

«Создание филиалов федеральных музеев, театров и вузов не снимает задачу поддержки, развития аналогичных учреждений местного и регионального уровня», - сказал В. В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству в Санкт-Петербурге в декабре 2018 года, посвященном формированию и реализации национальной программы «Культура» на период до 2024 года. А высказывания президента вспомнились неслучайно.

Музейная комната службы исполнения наказаний появилась в регионе более десяти лет назад. Но в конце прошлого года она обрела, можно сказать, новую жизнь. Ранее музей располагался на базе учебного центра УФСИН в ИК-5 и имел узкоспециализированное направление. Туда приводили молодых новобранцев, чтобы те могли проникнуться историей.

Кроме того, условия, в которых существовал музей, были весьма стесненными. В ноябре прошлого года он переехал и заново открылся в главном управлении регионального УФСИН. Теперь в него имеют доступ не только сотрудники, появилась возможность для организации мероприятий с участием школьников. Кроме того, «въехав» в более просторное помещение, музей расширил экспозицию.

Как театр начинается с вешалки, так тюрьма начинается с двери. В музее УФСИН тюремная дверь «встречает» посетителя на входе. И дверь не какая-нибудь, а самая настоящая, верой и правдой служившая охране более века. Рядом ее фотография в рабочем виде: в широком коридоре в ряду таких же массивных входных «конструкций» из дерева и железа. Невольное «уважение» внушает запор немалых размеров. При одном взгляде возникает ощущение полной безнадежности попыток преодолеть эту преграду.

- Эта дверь в камеру - из Кузнецкого СИЗО, - рассказывает председатель Совета ветеранов УФСИН Владимир Потанин. - Изолятор был построен в 1911 году. И дверь находилась там в рабочем состоянии до самого момента его ликвидации. Особенность тюремных дверей в том, что они сильно хлопали, и этот звук уже при входе вызывал у людей сильные эмоции.

К тюремной двери прилагается и массивный оконный блок того же «года рождения». Не одно поколение заключенных наблюдало сквозь него «небо в клеточку».

Дополняют «наказательную» часть экспозиции всевозможные средства, применявшиеся в былые годы: колодки, кандалы для рук и ног, ошейник с шипами, не позволявший заключенному принять удобное положение. Впрочем, это уже история давно минувших дней. Данные «девайсы» давно вышли из употребления.

Отдельное представление составляется и о вооружении охранников вековой данности. В экспозиции представлены револьвер и ствол от винтовки Мосина, найденные в Кузнецком СИЗО.

ФИНСКИЙ ИНТЕРЕС

Часть экспозиции, посвященная вещам, сделанным за колючей проволокой, можно поделить пополам - результаты промышленного производства и рукотворные поделки тюремных умельцев, коих всегда за решеткой хватало.

И там, и там есть свои интересные экспонаты. Например, макет тракторного прицепа, которые в советские годы изготавливались в колонии ЯК 7/5 (ныне ИК-5).

Востребованность продукции и масштабы производства поставили предприятие «пятерки» в один ряд с промышленными гигантами областного центра - дизельным и компрессорным заводами. На производстве были заняты 1 460 заключенных. С конвейера сошло более 10 000 прицепов.

Продукцией предприятия за колючей проволокой заинтересовались даже в Финляндии, но внести предложенные финнами конструктивные изменения не успели. Пришли «лихие девяностые». Множество предприятий постигла печальная участь. Прекратилось и производство прицепов.

Представлены в экспозиции и детали велосипедов «Сура» - колеса, вилки. Их тоже изготавливали на советской «зоне».

Ну а о предметах ручной работы и говорить не приходится. Каждый вызывает интерес. Здесь и традиционные для тюремных умельцев шахматы-нарды, самодельные карты и машинка для татуировки, мини-макет камеры с двумя арестантами в полосатых робах, фантастический макет пиратского корабля и многое другое.

Есть и интересные «творения», сделанные для передачи в колонию запрещенных законом предметов, благополучно изъятые при досмотре и просто обнаруженные охраной. Например, книга с вырезанной серединой. А особое впечатление производит мыльница, вмурованная в камень. В мыльнице, понятное дело, можно транспортировать, например, мобильный телефон.

Можно по экспозиции получить представление и о досуге обитателей тюрем и «зон». В частности, представлен кинопроектор, который крутил заключенным кино в прошлом веке.

- В этом плане лица, отбывающие наказание, ни в чем обделены не были, - сообщает Владимир Потанин, - им крутили те же фильмы, которые шли в советских кинотеатрах. То, что смотрел городской зритель, видели и заключенные пензенских колоний.

ПОДВИГ МАЙОРА СЕРГЕЕВА

Истории каждого подразделения УФСИН в музее посвящена своя небольшая экспозиция: фотографии, документы, предметы, используемые в работе, например массивный старинный стол с печатной машинкой «Ундервуд».

Отдельная экспозиция посвящена сотруднику региональной службы исполнения наказаний Александру Сергееву.

Майор внутренней службы Сергеев работал в пенитенциарной системе региона с 1982 по 1994 год и погиб на службе.

Тогда, в девяностые годы, в стране царил хаос. Нередкими были захваты заложников. Произошла такая история и в Пензе. Два заключенных колонии ЯК 7/5 проникли в медсанчасть и захватили семь человек - персонал и других осужденных. Террористы оказались вооружены шестью ручными гранатами Ф-1, неизвестно как попавшими за решетку.

До сих пор бытуют три варианта - переброс через стену, «успешное» посещение родственников и предательство со стороны сослуживцев.

Террористы выдернули из гранат чеки и потребовали предоставить им автобус до аэропорта. А там, согласно их условиям, должен был ждать заправленный вертолет. Потом добавилось требование передать им два автомата.

Оба преступника имели судимости с длительными сроками. На переговоры злоумышленники не шли, сильно нервничали, находясь на грани срыва. Взрыв любой гранаты, имеющей разброс осколков 200 метров, привел бы к страшным последствиям. Пришлось прекратить переговоры и перейти ко второму варианту - силовому освобождению заложников. Последней каплей стала угроза захватчиков, что через пять минут они начнут резать заложникам вены.

Александр Сергеев командовал отрядом спецназа УИН. Группа бойцов во главе с ним проникла в медсанчасть. Один из террористов выронил гранату. Майор Сергеев принял удар на себя. Террористы были убиты, заложники спасены. Александр Сергеев погиб.

В посвященной ему экспозиции - фотографии, спортивные награды, оружие спецназа тех времен. Александр Сергеев стал первым в России сотрудником системы исполнения наказаний, получившим звание Героя Российской Федерации. Так что музей Пензенского УФСИН - это еще и площадка патриотического воспитания молодежи на героическом примере нашего земляка.

Андрей Литвинов

«Наша Пенза», № 19, 8 мая 2019 г.

15 мая 2019, 13:59

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024