Летите, голуби, летите!

«Милое детство с нуждой по соседству, но различал я небес акварель, мне от отца досталась в наследство стая ручных сизарей», - душевные мелодичные строки самой известной песни нашего земляка Евгения Куликова и его группы «Куликово поле» всякий раз приходят на ум, когда средь шума городского в глубине пензенских дворов внезапно натыкаешься на симпатичный «терем-теремок» с прекрасными пернатыми обитателями.

Породистые голуби, даже на земле, - само совершенство! Голубеводы очень любят подчеркивать способность своих питомцев поддаваться поистине человеческим страстям и высоким чувствам.

Потому родной «теремок» для них - словно многоквартирный дом в большом городе, а хозяин - великая и малая Родина-мать в одном лице.

Своего хозяина птицы за сто шагов узнают - защитник пришел! Накормит-напоит, о порядке позаботится, врагов и близко к питомцам не подпустит. Все с божьей помощью, как говорит наш собеседник Михаил Михайлович Зайцев - голубевод более чем с 30-летним стажем.

Своих пернатых небожителей он лелеет с особым чувством - будучи человеком верующим, говорит о голубях как о вестниках мира и благоденствия, символах благодати божьей.

Не случайно, по признанию большинства голубятников, эти птицы одним лишь своим видом умеют пробуждать в людях чувство прекрасного и душевное благородство, помогая возвыситься над обыденностью.

Правда, для этого нужно научиться созерцать их, ведь в двух стихиях - земной и небесной - голуби ведут себя по-разному. В вышине эти пернатые создания - свободны, независимы и, казалось бы, совсем далеки от суеты.

А вот дома, в теплом птичнике, можно включить «потребительские» природные инстинкты, потребовав от хозяина хлеба, воды и «зрелищ». Безусловная любовь в ежедневной заботе о благородных птицах, которым владелец - ни много ни мало - посвящает собственные стихи, подразумевается сама собой...

«НИКОЛАШКИ»-ТУЧЕРЕЗЫ И ХАРЬКОВСКИЕ «МОДНИКИ»

В двух голубятнях Михаила Михайловича (на улице Рахманинова, где содержатся около 55 особей, и Заводском микрорайоне) живут чуть более 80 голов двух классических голубиных пород - николаевской высоколетной и харьковской.

Эти птицы - гордость украинской советской селекции, выведенные специально ради эстетического удовольствия ценителей красоты и мощи птичьего полета на предельной природной высоте в различных стилях «летной техники».

- Обе эти породы считаются нашими исконными. Выведены они были в СССР (в Николаеве и Харькове), - говорит голубятник. - Там всегда развивалось чистокровное голубеводство без скрещивания пород и выведения гибридов со сложным набором качеств.

Но гибридные породы злее, агрессивнее к человеку, с моей точки зрения, - это недостаток. Мои же питомцы менее расторопны - для них естественно быть под защитой хозяина, благодаря чему я могу подолгу изучать их высокие внутрисемейные отношения, наслаждаться живой природой посреди большого города. Это можно даже назвать познанием мира и бытия.

Из всего многообразия высоколетных пород голубей только николаевские голуби (которых голубеводы в шутку называют «николашками») обладают уникальным стилем полета.

Среди своих собратьев по перу они единственные, кто не кружит и не кувыркается в небе ни на подъеме, ни при спуске. У николаевских мощная летная конституция: широкогрудые мускулистые птицы с роскошными хвостами.

В полете птицы могут подняться на высоту до 2-2,5 километра, держа сопротивление сильным порывам ветра и курсируя в районе кучевых облаков - таких рекордсменов специалисты уважительно прозвали тучерезами. Некоторые голубеводы считают их не просто мощной разновидностью николаевских голубей, а отдельной породой.

- Николаевские голуби - прирожденные летуны, весь смысл их жизни - в покорении небес, - восхищается своими питомцами Михаил. - Поэтому здесь для них сделаны два мини-авиария - просторные клетки, в которых птицы могут порхать по веткам и жердочкам.

Движение очень важно для их здоровья и укрепления мышц. В хорошую погоду птицы ночуют прямо в вольерах, а во время дождя залетают в крытые домики на гнезда. Но все же в арбековской голубятне у них ограниченное пространство, поэтому мне приходится по очереди вывозить стаю на полеты в Заводской район, где больше простора.

Несмотря на то что птицы обычно переезжают туда в закрытых клетках, дорогу они запомнили на отлично: однажды был случай, когда один из голубей отделился от своей стаи и стал следовать за мной по городу, куда бы я ни поехал! Чистокровные голуби по природе вовсе не глупы, просто у них сильнее привязанность к хозяину, нежели к дому.

С николаевскими голубями мирно соседствуют белохвостые вишнево-бархатные и темно-шоколадные красавцы харьковской породы, которую знатоки держат и разводят как из-за превосходных летных качеств, так и из-за глубины цветного оперения:

- Характер у них поспокойнее будет, но физически эти птицы крупнее и выносливее николаевских голубей - самые натренированные могут продержаться в воздухе примерно 5-7 часов без посадки.

Гордость пензенского голубевода - черный, как ворон, самец харьковской породы Сулейман с манерами настоящего султана, мечта голубок яйценоского возраста.

- Он у нас настоящий «герой-любовник»! - шутит Михаил Михайлович, в то время как породистый голубь красуется перед хозяином, будто понимая, что речь идет о нем, великолепном. - Однажды я его привез в дальнюю стаю, где он должен был около месяца летать в свое удовольствие. Но Сулейман вместо полетов занялся там другим приятным делом - стал собирать вокруг себя пернатый «гарем».

Причем пытался ухаживать за большинством голубок не только своей породы - бывало, даже крепкие птичьи семьи разбивал. Пришлось нашего «султана» быстро везти назад и снова сажать к своим, чтобы избежать неправильного скрещивания - все-таки это чистопородная птица.

Михаил очень надеется вскоре подобрать своему красавцу достойную пару для выведения чистокровного потомства. Но не факт, говорит заводчик, что очередная «невестушка» придется «жениху» по душе - сколько раз он наблюдал, как подсаженные друг к другу для знакомства самец и самка не то что не проявляли друг к другу симпатию, а сразу разбегались по разным углам вольера!

Уход за породистой голубиной стаей не столь сложен, как представляется человеку несведущему: обходись с птицами так, как желал бы, чтобы обошлись с тобой, - таков природный закон, который соблюдают все голубеводы.

Содержи в чистоте и обеззараживай «дом» пернатых, поилки и кормушки, ежедневно меняй воду на чистую питьевую (10-литровое ведро воды в день для 55 острых клювиков - норма), иногда добавляя в нее пару капель йода для иммунитета.

Вместо магазинных птичьих кормов давай подросшим питомцам только полезную пищу - цельное или дробленое зерно (пшеницу, семечки подсолнечника, просо, кукурузу, колотый горох, собственноручно приготовленные зерновые смеси), выращенное местными фермерами. И не пренебрегай рыбьим жиром во время сезонной линьки: птицам он необходим для укрепления и роста здоровых перьев.

- Опыт и специальная литература в помощь голубеводам: режим, профилактика, физические нагрузки - там все расписано и разложено по полочкам так, что при должном уходе можно обойтись даже без ветеринарной помощи (кроме, конечно, сложных случаев расстройств и повреждений).

ГОЛУБЬ - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

- Это друзья, а разве они продаются? Поэтому я своих голубей не меняю, не продаю, а могу только подарить, если вижу, что человек пришел к ним с добром и чистыми помыслами, что он любит птицу, знаком с элементарными правилами ее содержания и разведения, но при этом хочет глубже понять и изучить породу, - говорит мой собеседник.

- В личном общении моих единомышленников видно сразу. Тех, кто занимается разведением породистых голубей не ради цели наживы или азарта, а для изучения сути окружающего мира и Вселенной, просто ради удовольствия, в Пензе остается все меньше и меньше.

Мы все наперечет: из тех, кого знаю лично, - человек 50 по городу, а областных заводчиков из Кузнецка, Каменки, Земетчина - немногим больше. Для голубеводов в городе есть много ограничений. Птицу - неважно, породистый ухоженный голубь или дворовый сизарь - санэпиднадзор считает переносчиком заразы.

Принят закон, по которому ставить голубятни нужно как можно дальше от детских учреждений и столовых, а те, что нельзя перенести, - демонтировать. Но зачем мерить всех одной линейкой? Чтобы совсем убить интерес к голубеводству? Это неправильно!

Голубеводы, как правило, люди дисциплинированные - если хозяин голубятни всерьез занимается птицами, он будет каждый день поддерживать там чистоту: регулярно чистить клетки, подчистую вывозить помет и остатки корма, при этом никому из соседей не создавая неудобств.

Сами птицы ни в чем не виноваты: антисанитарию не они разводят, а люди, не приученные к порядку ни у себя во дворе, ни в поступках и помыслах, жестокосердные, речь свою засоряющие сквернословием и проклятьями в адрес своих ближних. Так что тут еще надо подумать, кто из нас чище: птица хоть и повинуется природному инстинкту, все же о своих собратьях в стае заботится больше, чем мы порой друг о друге.

У них на первом месте любовь и привязанность друг к другу, к тому, кто дарит им заботу: из всех пернатых только голуби умеют целоваться, как люди!

Вита Малкина

«Наша Пенза», № 27, 3 июля 2019 г.

8 июля 2019, 14:52

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024