О БУДНЯХ СПЕЦНАЗА РОСГВАРДИИ
СОБР вступает в дело тогда, когда разговоры и уговоры уже бессмысленны и альтернативы силовому задержанию особо опасных преступников нет. Но неправы те, кто считает спецназовцев силой в чистом виде.
Спецотряд быстрого реагирования - подразделение по-настоящему элитное. В его составе - только офицеры. Подбор кадров осуществляется тщательнейшим образом по огромному количеству критериев, в которые входит не только владение рукопашным боем и умение стрелять.
ОТРЯД НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Будущий СОБР (на тот момент отряд милиции специального назначения) появился в ноябре 1978-го (в этом году подразделению исполнилось 42 года). Днем рождения пензенского отряда принято считать февраль 1993-го. Молодые сотрудники тогда буквально с ходу вынуждены были бороться с расцветающим бандитизмом и воевать в Грозном.
«СОБР создавался как оперативно-боевое подразделение. Его сотрудники не только осуществляли силовую поддержку, но и сами проводили разработку, внедрялись в преступные группы. Оперативная составляющая в работе спецназа присутствует и сейчас», - рассказывает начальник пресс-службы Управления Росгвардии по Пензенской области Денис Кострюков.
Как уже говорилось выше, попасть в ряды СОБРа не так-то просто. Отряд укомплектован на 100%, текучки нет, служить здесь престижно. Когда же кто-то собирается в отставку, командир (как его зовут, по понятным причинам говорить не будем, так же как и называть фамилии других офицеров) заблаговременно присматривается к опытным сотрудникам других подразделений (прежде всего ОМОН).
«Соискатель должен обладать целым рядом качеств, - рассказывает он, - например, очень важна психология. Ситуации ведь бывают разные: если мы находимся на Северном Кавказе, приходится выполнять длительные по времени задачи - неделю или больше. В таких условиях эффективность их выполнения сильно зависит от общения бойцов между собой».
Из других требований - высшее юридическое образование. Плюс спецназовец просто обязан быть человеком творческим. Ведь, несмотря на тренировки и приобретенный за долгие годы опыт, каждая операция требует индивидуального подхода.
«В квартире одна специфика работы, на транспорте - другая. Мы моделируем на тренировках самые разные ситуации (в ходе этого вырабатывается еще и ощущение команды, когда понимаешь друг друга без слов). Но порой обстановка меняется буквально на глазах, и нужно уметь молниеносно реагировать», - пояснил Сергей, офицер отряда.
СНАЙПЕР В ВАННОЙ
В нашей тихой Пензе людей захватывают нечасто. Но иногда такое происходит. И подобные ситуации - самые сложные. Права на ошибку у собровцев нет.
Однажды в девятиэтажном доме хозяин одной из квартир сделал невольными заложниками жену и двух дочерей. Преступник угрожал гранатой, обещая к тому же взорвать в квартире газ. Впоследствии выяснилось, что все угрозы - блеф, но знать этого сотрудники спецназа не могли.
Одна группа собровцев сосредоточилась у входной двери. Перед штурмом у нее был аккуратно вырезан и заклеен глазок, чтобы преступник не заметил никакого движения. Вторая группа «высадилась» на балкон. А в соседних домах расположились снайперы.
«Так получилось, что самая удобная позиция для снайпера нашлась в частном доме на небольшом возвышении в ванной комнате. Надо отдать должное хозяевам - без вопросов пустили бойца, не возмущались, предоставили все необходимое, помогли поставить стол, стул, чтобы оборудовать точку», - рассказал Сергей.
Сам штурм длился считанные секунды. Брошенная светошумовая граната дезориентировала захватчика, и ворвавшиеся спецназовцы быстро его скрутили. Снайперы не понадобились.
«СОБЛЮДАЯ» ТИШИНУ
Еще один подобный случай произошел в частном доме на улице 8 Марта. Здесь, в отличие от предыдущей истории, у офицеров СОБРа не было возможности оценить обстановку.
Мужчина, удерживавший женщину и ребенка, занавесил все окна. Переговоры с полицией успехом не увенчались. Ситуация усугублялась тем, что злоумышленник угрожал зарезать жертв ножом.
У писателя Александра Мазина в одном из исторических романов повествуется, как огромное войско готов умудрялось на чужой земле проскользнуть незамеченным мимо местных крестьян на практически открытой местности. Примерно то же самое проделали спецназовцы. Они в полной экипировке пробрались в дом через окно так, что воздух не шелохнулся.
Между ними и преступником осталась лишь тонкая дверь. Через нее уже удалось оценить обстановку: мужчина стоял к двери спиной. В стороне на диване сидела женщина, прикрывающая собой ребенка. Высадив ветхую дверь, двое офицеров СОБРа бросились на преступника, а еще двое одновременно закрыли собой жертв.
Это был тот случай, когда спецназовцы реально рисковали жизнью.
«У мужчины изъяли сразу несколько ножей, которые он был готов пустить в ход», - рассказал Денис Кострюков.
«ТАТИ» В НОЧИ
Когда освобождать некого, операции проходят, можно сказать, буднично. Хотя нестандартные ситуации тоже бывают. Наглядный пример - недавнее задержание граждан, подозреваемых в воровстве топлива из магистрального нефтепровода. Злоумышленники сделали врезку и проложили пятикилометровую трубу до нефтехранилища, откуда качали «черное золото».
«Ситуация осложнялась несколькими моментами, - рассказывает сотрудник СОБРа Николай, - во-первых, объект большой. Во-вторых, нефть выкачивалась ночью, а машины приезжали, не включая фар. И самое проблемное - несколько автомобилей также с выключенными фарами все время объезжали периметр, чтобы при возникновении подозрительной ситуации дать сигнал. Несколько дней мы следили и подмечали все тонкости».
В итоге, когда настало время действовать, спецназ одновременно задержал и тех, кто качал нефть, и тех, кто их прикрывал.
Насмотревшемуся фильмов обывателю работа спецназа представляется неким «экшеном» с перестрелками. На самом деле сотрудники СОБРа даже и не помнят, когда в последний раз на операциях звучали выстрелы. Их отсутствие считается признаком успешного выполнения задачи.
ЗАТЕРЯННЫЕ В ПЕСКАХ
Со времен первых давних командировок пензенский спецназ неизменно присутствует на Северном Кавказе. Отряд базируется в Дагестане. Времена, когда там свистели пули и гремели взрывы, позади. Свои умения и навыки сотрудники СОБРа демонстрируют и в мирных целях.
Буквально несколько дней назад, в октябре 2020-го, они спасли жизни двух человек. Росгвардейцы ехали на базу из чеченского Гудермеса. Там они принимали участие в чемпионате по тактической стрельбе. И вдруг на глаза им попалась перевернутая машина. Водитель не справился с управлением в условиях песчаной бури, которая бушевала вокруг.
В этих, мягко говоря, непростых условиях собровцы помогли находившимся в салоне мужчине и женщине, оказали первую помощь, закрыли от песка. Одному из пострадавших с признаками травмы позвоночника наложили шину и вызвали необходимые службы.
Пострадавших госпитализировали. Им, вне всякого сомнения, повезло, что по дороге проезжали пензенские спецназовцы - не только из-за первой помощи. Дело происходило посреди пустыни на границе Дагестана и Калмыкии в глухом месте, удаленном едва ли не на сотню километров от ближайшего населенного пункта. Перевернувшаяся машина могла пролежать незамеченной еще очень долго.
Кстати, сами офицеры СОБРа переводят аббревиатуру по-другому: Сила, Отвага, Быстрота, Разум. Точнее и не скажешь.
Юрий Ильин
«Наша Пенза», № 47, 18 ноября 2020 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024