Что великий кутюрье посоветовал корреспонденту «НП»?
Империя Зайцева до сих пор находится в эпицентре нешуточных страстей. Одни «эксперты» прочат ей стремительный развал, другие, наоборот, считают модельера титаном моды, которого не могут «сдвинуть» никакие жизненные обстоятельства.
Ну а я ничего не считаю. Я вспоминаю нашу случайную встречу, оставившую в моей жизни яркий незабываемый след.
«Вы мой к-кумир…»
Измотанные ночным пребыванием в аэропорту «Шереметьево» в ожидании перелета во Францию, мы с дочкой продолжали мечтать о встрече с Парижем, о круассанах и Эйфелевой башне. И вдруг мы увидели Его - великого и прекрасного. Он шел к кассе в сопровождении двух молодых импозантных людей.
Патриарха моды трудно было не заметить. Моложавый элегантный мужчина в распахнутом шелковом плаще, из которого выглядывала ослепительно белая рубашка с бабочкой, держал небольшую сумку-пакет с фирменным лейблом. И широко улыбался. Всем!
«Неужели Зайцев? Не может быть, это, наверное, его двойник», - с удивлением прошептала дочка. Пассажиры, томившиеся в аэропорту, заметно оживились. Многие устремились за автографом. А мы, к сожалению, не успели - объявили посадку на наш самолет, и нужно было бежать к выходу.
Расположившись в креслах экономкласса, мы обомлели от изумления, увидев спешащего в наш салон… Вячеслава Зайцева. А когда он сел слева от меня - вообще потеряли дар речи.
«Вам, может быть, чем-то помочь, милые дамы? - поинтересовался он и виновато улыбнулся. - Ну, если нет, я с вашего позволения немного подремлю».
Но отдохнуть попутчику не удалось. К нему начал приставать нетрезвый мужчина из бизнес-класса.
«Слава, давай сфоткаемся, а?! - лепетал он заплетающимся языком. - Я ваш к-кумир. То есть вы мой к-к-кумир. Дружбан, черкани в журнальчике: «Игорьку от Славы». - «Хорошо, только после посадки, - согласился Зайцев, отстраняясь от навязчивых объятий. - Я хочу отдохнуть».
Однако назойливые притязания «кумира» продолжались до тех пор, пока не вмешалась стюардесса. «Мсье, займите свое кресло», - спокойно пригласила она. «Мсье», досадливо чертыхаясь, поплелся в бизнес-класс. Зайцев прикрыл глаза и почти сразу уснул.
«Страх разрушает»
Через полчаса Вячеслав Михайлович проснулся и поинтересовался: «Вы летите в Париж впервые?» - «Да, по турпутевке на неделю», - ответила я. «А я в Париже был много раз. Сейчас на три дня. Захотелось погулять по Елисейским Полям, по улочкам, чтобы напитаться воздухом Франции. Для вдохновения», - разоткровенничался кутюрье.
Зайцев говорил с трудом после перенесенного инсульта. А тут еще шум работающего двигателя. Заметив, что я вслушиваюсь в его не очень четкую речь, извинился: «Еще не восстановился после болезни».
Я смутилась: «Вячеслав Михайлович, это мы должны прислушиваться к вам, а не вы напрягать голос».
«Ой, не люблю я, Оленька, когда ко мне обращаются по отчеству. Мне 73, но я хочу, чтобы меня называли Славой», - подчеркнул наш знаменитый попутчик и поинтересовался, почему моя дочка Света такая тихая.
«Боится летать», - объяснила я. «Если я в самолете, ничего не бойся! - уверенно заявил Зайцев. - И вообще - в жизни ничего не надо бояться. Страх разрушает».
Гражданин Парижа и Иванова
Ведущий популярного телешоу «Модный приговор» стал тихо рассказывать о себе, о своем становлении, юности, которая прошла в Иванове, о том, как непросто складывалась его судьба после окончания химико-технологического техникума.
«Факультет прикладного искусства дал мне многое, - поделился маэстро. - Укрепилось желание делать людей красивыми и счастливыми».
Я слушала его, боясь перебить, и вспоминала передачу с Познером, в которой на вопрос журналиста, что бы он хотел в себе поменять, известный кутюрье ответил: «Здоровье. Жаль, что его нельзя сделать лучше».
И вот в самолете он, не очень здоровый мужчина, народный любимец, сетует на то, что молодым талантливым модельерам не помогают развиваться, не создают условий для работы, как это делают на Западе. А ведь сам он с огромным трудом завоевывал мир.
«Вячеслав Михайлович, а разве вам много помогали?», - не удержавшись, поинтересовалась я. Он тяжело вздохнул: «Моя мама была обычной прачкой. Мы жили непросто. А я мечтал о красоте!»
Путь к мечте начался после окончания Московского текстильного института в подмосковном городке Бабушкине. Там молодой новатор на экспериментальной швейной фабрике совнархоза создал первую коллекцию. Это была... спецодежда для сельхозработниц. Она была настолько необычна, что привлекла внимание западной прессы.
О Зайцеве написали во французском журнале «Пари Матч». Позднее Пьер Карден и Кристиан Диор признали коллегу из Советского Союза равным себе.
Он не боялся предлагать новые решения в одежде, работая на Кузнецком мосту в общесоюзном Доме моделей. Первым результатом работы новатора стала коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило платье «Россия». На Всемирном фестивале моды демонстрировавшая его Регина Збарская получила Гран-при.
Зайцев работал над имиджем Фурцевой, Аллы Пугачевой, Эдиты Пьехи...
«А одной из любимых моих клиенток была композитор Александра Пахмутова», - неожиданно признался кутюрье. Оказалось, ему было приятно работать с миниатюрной женщиной.
«Оля, а вы ведь тоже невысокого роста. Вам очень подойдет платье-футляр. И не бойтесь цвета! Красное, изумрудное, ярко-синее - это ваши цвета!» - посоветовал мой попутчик.
Когда самолет коснулся земли, модельер по-детски зааплодировал, радуясь удачному приземлению. А потом стойко выдержал осаду поклонников за автографами, каждого одарив ослепительной улыбкой и теплым словом.
Вячеслав Михайлович помог нам снять с полки сумку. И, признаюсь, я очень смущалась, что вдруг откроется моя страшная тайна. По совету знакомых я взяла с собой в дорогу супы быстрого приготовления и боялась, что ненадежный замок сумки откроется.
«У меня с собой только небольшая сумочка, - улыбка у Зайцева получилась с грустинкой. - Приятельница в дорогу положила блинчики. Очень люблю с начинкой. Я - гражданин Иванова и Парижа».
На прощанье мы сфотографировались. Зайцев оставил запись с фирменным автопортретом в моем походном блокноте: «От всей души желаю радости проникновения в мир красоты и гармонии Парижа Оле и Светланке. Спасибо за возможность общения и теплоту! С уважением, Слава Зайцев. 27 ноября 2011 года».
Патриарх моды дал свою визитку и подробно рассказал, как пройти к Галерее Лафайет, где будет проходить фестиваль высокой моды. Даже набросал схему...
Расставались очень трогательно. Как с родным человеком, теплым и светлым.
Быть собой
Со дня нашей встречи прошло десять лет. Я внимательно слежу за судьбой модельера, являясь его подписчицей в соцсети.
Дизайнер страдает болезнью Паркинсона. Ему трудно передвигаться из-за проблем с суставами, а недавно он перенес серьезную операцию. Но Зайцев не падает духом и не теряет уверенности в том, что прогрессивная медицина найдет способ помочь таким больным.
«В последнее время Вячеслав Михайлович крайне редко появляется на публике, - говорят его помощники. - Все, что могут врачи, - проводить поддерживающую терапию. Несмотря на это, он мужественно борется с болезнью и продолжает работать - выступает в качестве эксперта в телепередачах, пишет мемуары и следит за модой».
Парижская сказка навсегда останется в моей памяти. И мой спутник, который заставил не бояться мечтать!
А платье я все-таки купила. Изумрудного цвета, следуя совету великого кутюрье, - для проведения благотворительных концертов. Но это уже другая история…
Ольга Дарвина
«Наша Пенза», № 10, 10 марта 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024