Банкротство не для банкротов

Парадокс нашего времени: если денег нет, то обанкротиться не получится.

Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу в конце 2015 года. В последнее время простые люди все чаще проходят эту неприятную, но востребованную процедуру. А уж прошлый пандемийный год и вовсе увеличил число банкротов едва ли не в геометрической прогрессии. Наш регион - не исключение.

Долги растут

По данным проекта «Федресурс», в 2020 году в России признаны банкротами 119 тысяч человек. На 100 тысяч населения приходится 81 гражданин, официально оформивший собственную финансовую несостоятельность. Это почти на 73% больше, чем в 2019-м. Лидерами этого невеселого «рейтинга» являются Москва (7,4 тысячи банкротов), Московская область (6,6 тысячи) и Краснодарский край (5,4 тысячи).

В Сурском крае цифры скромнее, но рост тоже налицо. Что, в общем-то, неудивительно. Долги пензенцев растут.

«В 2020 году на исполнении находилось 915 тысяч 235 производств на сумму 43 451 011 тысяч рублей, что на 10,25% исполнительных производств больше, чем в 2019 году», - сообщила корреспонденту «НП» главный специалист-эксперт по взаимодействию со СМИ УФССП России по Пензенской области Яна Загребельная.

Стоит отметить, что больше половины взысканий вызваны двумя причинами: штрафами, наложенными за административные правонарушения специально уполномоченными органами (в основном ГИБДД) - 39,73 процента, и долгами кредитным организациям - 13,03 процента.

В общем, нередко доходит до ситуации, когда у человека скапливается столько долгов, что он просто не в состоянии с ними расплатиться. И тогда остается одна надежда на то, что суд признает бедолагу банкротом. Но, оказывается, это не так просто.

«Во-первых, сумма долга должна превышать 500 тысяч рублей. Хотя суд принимает заявления и при меньших суммах задолженности. По моему профессиональному опыту - от 300 тысяч, - объясняет пензенский юрист Андрей Дмитриев, специализирующийся на подобных делах.

- Если же сумма меньше, вероятность того, что вас признают банкротом, тоже уменьшается. Во-вторых, хочу предупредить, что имеющееся у вас имущество (не считая единственного жилья) в ходе процедуры будет выставлено на торги. А если за последние три года вы продавали, например, машину, то сделка может быть оспорена. Имущество вернут, а лицо, которому вы его продали, становится вашим кредитором».

Как снежный ком…

Пенсионер Владимир Шарошкин, в недавнем прошлом индивидуальный предприниматель, прошел процедуру банкротства и на собственном опыте постиг все тонкости этого непростого процесса.

Его история схожа с сотнями историй других пензенцев. Несколько лет назад Владимир открыл кафе в центре города. Взял под это дело кредиты в банке. Вложился в приобретение оборудования, ремонт помещения, интерьер.

Поначалу дело шло более-менее нормально. Но страну охватил кризис. В Пензе многие кафе среднего уровня доступности закрылись. Выжили в большинстве своем достаточно дорогие заведения да «наливайки».

Предприниматель пытался сдать помещение в субаренду. И вроде бы нашелся человек, который хотел открыть там частный клуб бокса. Но в это время хозяин помещения решил его продать. Пришлось отказаться от места, в которое было вложено немало денег, несолоно хлебавши.

Затем была попытка «раскрутить» еще одно заведение. Но совсем неудачная. В итоге Владимир Викторович остался без бизнеса и с миллионным долгом.

«Точнее, за время работы кафе я погасил половину суммы. Потом еще часть. Но пенсии на это не хватало. На работу уже особо не устроишься. Физический труд, например, не потянул бы - сил нет. В итоге банки наложили на меня пени - и 300 тысяч рублей кредитов опять превратились в миллион.

Имущества, которое можно выставить на торги в счет долга, у меня не оставалось. Половина пенсии, которую ежемесячно снимали со счета, особой роли не играла.

Я человек законопослушный. И рад бы был расплатиться с кредиторами, но как это сделать, когда денег нет? К тому времени уже был принят закон о банкротстве физлиц. Я подумал и понял: это единственный выход», - рассказывает Шарошкин.

По словам моего собеседника, банкротство через суд предполагает несколько тонкостей, которые нужно понимать.

Во-первых, процедура это все равно недешевая - необходимо иметь около ста тысяч рублей, а то и побольше (сам он занял у друзей). На эти деньги оплачиваются судебные расходы, госпошлина и услуги юристов.

Во-вторых, нужно скрупулезно подходить к выбору конторы, которая будет вам помогать.

«Мне, можно сказать, повезло, - рассказывает он, - сумму брали частями и большую часть после того, как процедура уже прошла. То есть по факту выполненных работ. И адвокат мне помогал во всем разобраться. Потому что самому это сделать очень сложно. А есть конторы, которые берут деньги сразу, цены заламывают, и, собственно, кроме как источник дохода вы им неинтересны, помощи не жди».

Еще пара моментов, на которые мой собеседник предлагает обратить внимание: «Желательно обанкротиться как можно быстрее. Потому что во время процедуры с моей пенсии продолжали снимать половину в счет уплаты долгов. И собирать документы по инстанциям лучше самому. Придется помотаться, но процедура обойдется дешевле».

Мимо суда?

В общем, банкротясь через суд, раскошелиться все-таки придется. Но с учетом сумм долгов заплатите вы все равно меньше, чем по кредитам.

С октября 2020 года российское законодательство предоставило гражданам возможность банкротиться бесплатно - через МФЦ.

«Документы принимаются нашими сотрудниками, после чего заявление рассматривается в течение трех рабочих дней, и человеку по почте заказным письмом направляется уведомление», - рассказали журналисту в МФЦ г. Пензы.

Впрочем, по словам Андрея Дмитриева, тут тоже достаточно подводных камней: «К человеку, который планирует обанкротиться через МФЦ, предъявляется ряд требований: долги от 50 до 500 тысяч рублей, закрытое исполнительное производство, отсутствие имущества, на которое может быть наложено взыскание, отсутствие сделок за последние три года и каких-либо источников дохода. Не так много людей, которые соответствуют этим критериям. Да и тем, кто соответствует, чаще всего сложно самим разобраться во всех тонкостях.

Есть еще один нюанс: банкротясь через суд, человек освобождается и от долгов, которые не включены в реестр кредиторов. Внесудебное банкротство такой возможности не предусматривает».

Как бы то ни было, но после пройденной процедуры, по словам Владимира Шарошкина, в его жизни наступило спокойствие. Но, конечно же, приятной ее не назовешь. И объявлять себя банкротом надо в самом крайнем случае, когда других вариантов уже просто нет.

Важно: повторное банкротство возможно, но не ранее чем через 5 лет после предыдущего.

Цифра:

1 629 физических лиц прошли процедуру банкротства в Пензенской области в 2020 году. В 2019 году банкротами признаны 1 077 человек.

Юрий Ильин

«Наша Пенза», № 11, 17 марта 2021 г.

18 марта 2021, 15:25

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024