В мире есть две вещи, которым удивляешься всегда, - это бескрайнее звездное небо и любовь, не знающая преград.
Как татары с русскими породнились
Даже через полвека совместной жизни Вячеслав Вениаминович Волков все так же нежно обнимает свою Зоюшку. «У нас не просто семья, а целый мир, утопающий в любви», - говорит мужчина. «Любовь, понимание, уважение - вот и весь секрет нашего счастья», - улыбаясь, добавляет Зоя Николаевна.
А счастья могло бы и не быть, если бы не настойчивость Вячеслава Вениаминовича.
«Встретились мы в День физкультурника, - рассказывает Зоя Николаевна. - 11 августа 1968-го моя знакомая, Валентина, позвала меня на соревнования по волейболу. Я тогда работала медсестрой в роддоме и была активной общественницей. Мне нужно было выступить за какую-то заводскую команду».
За успешную игру девчатам полагалось по кульку конфет «Мишка на Севере». После матча молоденьких волейболисток подошел поздравить секретарь комитета комсомола одного из пензенских училищ. А потом позвал в парк на танцы.
«А я страсть как танцевать люблю! - признается Зоя Николаевна. - Да и парень вроде ничего себе - спортивный, приятный».
Оказалось, очень ему приглянулась фигуристая девушка: не то чтобы в волейбол играла бойко, а страсти в ней было много и огня.
Молодые люди начали встречаться, вместе ходить в кино, на концерты и, конечно, на танцы. Уж очень Зоя их любила.
«Зачем он тебе? - строгие родители, узнав о встречах, запретили девушке видеться с парнем. - Да, хороший, но надо по крови и вере человека искать».
Сейчас бы сказали: другой менталитет, - а в те годы и слова такого не знали.
Дело в том, что Зоя Алиева воспитывалась в семье с мусульманскими традициями. Родители хотели, чтобы она вышла замуж за татарина. А Слава - русский, да еще из многодетной семьи, в которой отец умер рано и мама воспитывала десятерых детей одна.
Запрет больше не обсуждался. Зоя не могла ослушаться родителей, которые надеялись, что со временем девушка забудет о русском парне. А тут еще и поездка по комсомольской путевке за границу подвернулась - Зою Алиеву наградили за общественную работу и спортивные достижения.
«Это хорошая возможность увидеть мир! Поезжай!» - в один голос уговаривали ее мама и сестры.
За рубеж девушка поехала на две недели - в Сирию, Ливан и Ирак. И все время думала о нем, о своем Славе. «Даже купила на иракском рынке два золотых колечка, фату и отрез на свадебное платье, - вспоминает Зоя Николаевна. - Хотя о свадьбе мы еще и не говорили.
Возвращаюсь из поездки. Иду по перрону, а навстречу - радостный Слава. За ним спешат моя мама и сестра. Я шепчу: «Осторожно, сзади мои родные, увидят». А он смеется: «Мы до полпервого ночи с твоей мамой говорили. Я ее убедил, что никогда тебя не обижу и ты будешь счастлива со мной! Нам разрешили встречаться».
Так «два клана», две семьи - татары Алиевы и русские Волковы - подружились, а потом и породнились. Свадьбу сыграли в августе 1970-го. И закружила их судьба, отсчитывая год за годом семейную жизнь.
Зоя стала врачом, трудилась в разных медучреждениях региона. Вячеслав посвятил себя военной службе, работал на спецобъектах при Президенте РФ.
У смерти отняла!
«А знаете, когда я поняла, что такое настоящая любовь? - спросила меня Зоя Николаевна. - Когда дружили, я ведь его ужасно стеснялась, Слава на пять лет старше меня. Секретарь комитета комсомола! Когда поженились, конечно, испытывала чувства, но это были девичьи эмоции. И вот родился первенец.
Слава уехал в санаторий на 24 дня. 8-месячный малыш капризничает, скучает по папе. Прижму сыночка, а он все равно хнычет. Я ему фуражку армейскую дала, говорю: «Папа скоро придет, Павлик, не плачь». Сынок затих. Уснул с фуражкой в обнимку. А мне - 22 года. Реву, достала рубашку мужа, уткнулась в нее, чтобы запах родной почувствовать…
Вот тогда в разлуке и поняла: люблю его очень, это мой самый близкий мужчина, самый дорогой человек! Приехал - оторваться от него не могла. Вихрь эмоций! У нас ведь до сих пор эта огромная страсть друг к другу. Это очень важно - быть близкими и желанными даже в возрасте».
Когда у Вячеслава Вениаминовича случился инсульт, Зоя Николаевна не отходила от супруга ни на минуту. Несколько дней муж провел в коме. «Как на войне были. Сражались оба! - вспоминает Зоя Николаевна. - За нашу любовь. Наверное, эти сильные чувства помогли отвоевать Славу у смерти».
От трогательных воспоминаний глаза Вячеслава Вениаминовича увлажнились. «Каждый новый день мы встречаем с благодарностью за то, что жизнь продолжается, принося все новые радости и заботы», - добавляет глава семьи.
Волковы - открытые, прямолинейные, доброжелательные люди. Он - старший прапорщик в отставке. Она - врач, продолжающая работать в одном из оздоровительных центров Пензы. Была и остается для мужа надежным тылом, крепкой опорой.
Золотая свадьба
В прошлом году супружеская чета Волковых отметила 50-летие совместной жизни - полвека, прожитые в любви и согласии. Их многолетний крепкий союз - образец чистоты и верности для сыновей и внуков.
«Мы, наверное, скажем очевидные вещи: молодым сегодня не хватает терпения и уважения друг к другу, - рассуждают супруги. - Свадьбу сыграют дорогущую, родители в долги влезут, а те через несколько месяцев разбегаются! А ведь в семье свое собственное «я» должно уйти на второй план. Нужно уметь уступать друг другу. Нельзя обижать ни словом, ни делом, обида - она ведь навсегда останется. И нужно уметь прощать».
Вот такие советы дают мои собеседники. И нет оснований им не верить: ветераны прожили достойную жизнь, воспитали сыновей, продолжают заботиться о внуках и друг о друге. Наверное, это и есть один из секретов таких крепких союзов.
«Активное долголетие - это любовь, - считает Зоя Николаевна. - Для нас сейчас главное - здоровье. Быть рядом друг с другом, знать, что у наших детей все хорошо, и продолжать активно заниматься физкультурой, пешими прогулками, петь в хоре и обязательно танцевать! Это я как врач советую!»
Ольга Дарвина
«Наша Пенза», № 11, 24 марта 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024