Троллейбусная лихорадка

В Пензе снова заговорили о судьбе троллейбусов. Казалось бы, что может произойти? Контракт на обслуживание этого вида транспорта подписан с частной компанией до начала следующего года. Маршруты пользуются все большей популярностью у горожан из-за низкой стоимости проезда. Однако появились слухи о прекращении работы электротранспорта в следующем году...

«НП» решила разобраться в этом вопросе, а заодно узнать, чего же ждать от транспортной реформы, которую должны запустить уже с начала следующего года.

ПРОГНОЗ НЕВЕРНЫЙ

В прошлом году скандалы вокруг предполагаемой ликвидации троллейбусов уже заставили поволноваться жителей города. Но в декабре 2020-го пересуды утихли - городская администрация нашла средства для продолжения работы электротранспорта на целый год. Контракт был заключен с новой компанией ООО «Универсал Сервис» почти на 107 млн рублей. Одно из условий - срок эксплуатации троллейбусов не должен превышать 15 лет.

Однако из 52 троллейбусов, которые ежедневно выходят на линии, почти половина - выпуска 2006 года. Как уточнили в городском управлении транспорта, не так давно пензенским перевозчиком было закуплено 18 троллейбусов 2013 года выпуска, все остальные старше 10 лет. А значит, к началу 2022 года их «возраст» не позволит соблюсти условие контракта.

Другими словами, на линии смогут выйти чуть больше 20 троллейбусов. Причем все они, скорее всего, будут курсировать по маршруту № 7. Именно этому протяженному маршруту досталось наибольшее количество относительно новых машин.

Неужели сценарий с ликвидацией электротранспорта воплотится в жизнь? Ведь, судя по всему, новые троллейбусы никто закупать не собирается.

С этим вопросом мы обратились к заместителю начальника городского управления транспорта и связи Денису Светкину.

«Я не стал бы такого прогнозировать. Троллейбусы будут ходить. Что касается предельного срока эксплуатации, то этот пункт носит рекомендательный характер. Если транспорт проходит техобслуживание и ГИБДД не имеет к нему претензий, то он будет допущен к эксплуатации. Если у нас выходят на линии автобусы, которым по 30-40 лет, то почему не выпустить троллейбусы, которым по 15 лет?»

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ЦЕНА

Но тогда как же быть с контрактом? Возможно, к следующему году его условия изменятся. Ведь, как известно, в 2022-м городской транспорт перейдет в ведение области. Регулировать его работу будет недавно созданное ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» под руководством Михаила Глушкова.

Основная цель новой организации была озвучена еще в начале этого года: перевести городской транспорт на регулируемые тарифы и обновить подвижной состав.

«Повышение тарифов будет предсказуемым и управляемым, - сообщил мэр Пензы Андрей Лузгин. - Понятно, что есть экономически обоснованная стоимость проезда и затраты, которые будет нести перевозчик, разница будет выплачиваться из областного бюджета».

«По базовому расчету, для работы общественного транспорта на территории Пензенской агломерации необходимо порядка 500 автобусов, в том числе около 250 автобусов большого класса, 150 - среднего класса на межмуниципальные маршруты и примерно 70 автобусов малого класса на подвозящие маршруты», - уточнили в пресс-службе правительства области.

Подсчетами троллейбусов либо пока не занимались, либо их не озвучили.

KОHTPAKT В ДВУХ ВАРИАНТАХ

«Сейчас идет подготовка контрактов на следующий год, - рассказал руководитель ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Михаил Глушков. - Они будут заключаться с перевозчиками уже в октябре-ноябре этого года. Мы готовим два расчета стоимости контрактов. Первый - исходя из того, что будут использоваться старые машины, второй - из того, что частные перевозчики закупят новые. Затем документы будут направлены в региональный минфин».

А дальше все будет зависеть от того, какой вариант одобрят в региональном министерстве финансов. Если пройдет вариант с обновлением автопарка, то от перевозчиков потребуют выпускать на линии автобусы не старше одного года. «Возраст» троллейбусов при одобрении контракта, предусматривающего приобретение новых машин, тоже сильно сократится. Владельцам и арендаторам электротранспорта придется потратиться на покупку новых машин. Кстати, средняя цена нового троллейбуса - порядка 4 млн рублей. Смогут ли перевозчики позволить себе такие расходы или будут судиться с властями?

«Если в контракте будет требование о выпуске на линию только новых машин, то и цена контракта соответственно будет выше», - пояснил Михаил Глушков, уточнив, что оплачиваться он будет только из бюджета Пензенской области.

Конечно, никакой контракт не сможет полностью компенсировать частникам покупку автобусов и троллейбусов. Однако и зарабатывают частные перевозчики не так уж плохо. Кстати, региональным УФАС возбуждено дело в связи повышением цен на проезд в 2020 году. В антимонопольной службе считают, что тарифы (27 руб. - в автобусе, 32 руб. - в маршрутке) были сильно завышены. Для сравнения: в городах с такой же численностью населения и пассажиропотоком (Оренбург, Ставрополь, Магнитогорск) цены на проезд гораздо ниже! Правда, стоимость проезда после этого никто так и не понизил...

КСТАТИ

На сегодняшний день в муниципальной собственности находится только 20 троллейбусов. Остальные - в руках частной компании, как и вся сопутствующая инфраструктура. Из 127,85 км контактных сетей 100 км принадлежат частнику.

Наталья Небучинова

«Наша Пенза, № 23, 9 июня 2021 г.

10 июня 2021, 12:43

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024