Рецепт от грусти

В наступившем году известному куплетисту, актеру, заслуженному артисту России Николаю Бандурину, родившемуся в год Тигра, исполняется 60 лет. Его юмор и творчество многими воспринимаются как народные, а сам он по-прежнему является любимейшим эстрадным артистом страны. О желаниях, загаданных в новогоднюю ночь, о «Голубом огоньке» и о пользе всенародных праздников Николай Бандурин рассказал читателям «Нашей Пензы».

О СНЕГОВИКАХ И ПОЗДРАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА

- Николай Юрьевич, как прошли ваши новогодние праздники?

- Можно сказать, что очень уверенно. Все было весело и хорошо.

- Наверняка вам уже говорили, что вы как никто другой из артистов внешне похожи на Деда Мороза…

- На самом деле роль главного новогоднего волшебника мне приходилось исполнять очень мало - я сравнительно небольшого роста. Поэтому Деда Мороза я играл пару раз, в новогодних сказках мне чаще доставались роли Снеговика.

- Новый год - время волшебства, радости и улыбок. Вспоминаются ли какие-то смешные случаи, произошедшие во время праздников?

- Таких историй очень много. Как-то раз я вел новогодний вечер в санатории управделами Президента РФ. Мероприятие, как вы понимаете, было очень ответственным - каких-либо ошибок или заминок не должно было быть в принципе. По сценарию за пять минут до боя курантов в зале, где проводился вечер, должно было включиться поздравление Владимира Путина. О чем меня неоднократно предупреждала администратор вечера - мол, акцентируйте внимание зрителей в установленное время на мониторе. Что, собственно, я и сделал… И вот ровно без пяти двенадцать я говорю: «Итак, внимание на экран!» и включается поздравление президента… Но без звука! Оказалось, что произошел какой-то технический сбой. В результате кто-то из гостей вечера догадался включить через интернет обращение президента на своем смартфоне. Таким образом мы, наконец, услышали голос Владимира Владимировича. Но с одним недостатком - в интернете трансляция шла с задержкой в несколько секунд… Поэтому, когда на мониторе он свою речь уже закончил и начали бить куранты, говорить в смартфоне президент еще продолжал…

О ПРУЖИНЕ И КАЗАХСТАНЕ

- Какое желание вы загадали в новогоднюю ночь?

- В первую очередь я загадал здоровья. В настоящее время это пожелание перестало быть банальным и приобрело иной смысл. Пожелал мира для всех - думаю, что сейчас это тоже очень актуально.

Знаете, все чаще земной шар напоминает огромную пороховую бочку. Примером этого можно назвать Казахстан, где люди жили и горя не знали. А тут буквально за несколько часов все перевернулось с ног на голову. Это страшно… Мне кажется, что настали очень непростые времена. За последние год-два из жизни ушло много моих близких людей, среди которых - Борис Грачевский, Михаил Коклюшкин…

- Есть ли ощущение, что наша жизнь скоро вернется на старые рельсы?

- Я оптимист и знаю, что пружина не может сжиматься вечно - рано или поздно она обязательно распрямится и жизнь наладится.

О ВЫМИРАНИИ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ТОЛКОВАНИИ

- Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между наличием высшего учебного заведения культуры с самим уровнем культуры в том или ином регионе?

- Уже давно я вывел для себя формулу, основанную на многолетних гастрольных наблюдениях: по состоянию концертного зала, Дворца культуры и так далее можно судить о культуре в этом городе в целом. Я искренне считаю, что отсутствие культуры, ее деградация - это бомба замедленного действия. Взорвется она через пару поколений. Сейчас мы все больше теряем навык правильного ее толкования. Например, во времена советской власти культура выполняла в том числе и функцию ликбеза. И как минимум восемь раз в год объединяла общество во всенародных праздниках, которые отмечались буквально каждым гражданином страны.

- Разъясните: как праздники способствовали повышению уровня культуры обычного человека?

- Все очевидно - на каждом празднике проводились концерты, в которых так или иначе были представлены различные жанры: классика, популярная музыка, джаз, юмор и так далее. Исходя из этого, каждый человек находился, так сказать, в культурном тонусе, был в курсе всех культурных новинок. Сейчас же общество в этом смысле разделено: подростки смотрят что-то в интернете, люди чуть постарше - специально созданные для них каналы… Всего остального, происходящего в культурной жизни, они просто не видят. Та же самая история происходит и в телевизоре. Как пример - «Голубой огонек», где из года в год одни и те же лица.

- Неужели все так плохо?

- С культурой беда - она вымирает… Совершенно точно могу сказать, что от юмористического жанра через пять-семь лет вообще ничего не останется! Причина в том, что мое поколение артистов (тех, кто уже 60+) до сих пор считается на эстраде «молодой порослью». Мы же с вами понимаем, что люди не могут быть вечными. Поэтому в относительно недалеком будущем на сцену придет другой формат юмора, зачастую мало имеющий отношения к культуре.

Причина в том, что люди молодые, среднего возраста и пожилые живут разной культурной жизнью, смотрят разные сериалы, слушают разных исполнителей. Исправить это, наверное, почти невозможно - одинаково интересной для всех темы, скорее всего, уже нет.

- Очень грустная картина получается…

- Она даже не грустная - она катастрофичная…

О ВКУСОВЩИНЕ И ГОНОРАРАХ

- На чем в настоящее время строится популярность артиста?

- Чтобы быть популярным сегодня, нужно быть, так сказать, вхожим на ТВ. То есть нужно, чтобы человека знали. В нашей стране масса великолепных артистов, которые, к сожалению, неизвестны широкой публике. Есть хороший пример - во время вручения театрального приза одному из очень известных людей тот сказал: «Есть много моих коллег талантливее меня. Но сегодня здесь стою я…»

- Существует мнение, что в старые времена попасть на телевидение было еще сложнее, чем сейчас…

- Трудности были всегда. И цензуры сегодня не меньше, чем было когда-то. Но, как мне кажется, раньше стать популярным было проще - существовали утвержденные нормы и правила. Сейчас же отбор осуществляется исключительно исходя из вкусовщины конкретного чиновника.

- Когда артисты юмористического жанра зарабатывали больше - сегодня или в прошлые времена?

- Я бы с удовольствием вернулся к той форме оплаты труда, которая существовала ранее, когда были определенные ставки, которые требовалось ежегодно подтверждать на худсоветах. Ставку могли и урезать при условии, что артист из года в год показывает одни и те же номера, - это сильно стимулировало к развитию. Сегодня же артист сам себе назначает гонорар, что называется, «от фонаря». Отсюда и большая стоимость билетов, и падение качества самого жанра. Возможно, поэтому люди все меньше стали ходить на концерты. Исходя из этого, артисту разговорного жанра все чаще приходится думать о выживании. Например, один из моих коллег возил на гастроли свои книги, которые продавал в фойе перед и после концертов. Этим, в общем-то, и жил.

Артисты сегодня оказались в парадоксальной ситуации: при суммарном повышении стоимости концерта они стали зарабатывать меньше! Все дело в том, что увеличились накладные расходы на свет, на рекламу, на транспорт, на аренду и так далее. Получается, что те, кто концерт обеспечивает, стали зарабатывать больше, а гонорар артиста, на которого пришли зрители, существенно снизился.

- Николай Юрьевич, есть ли у вас какие-то приметы, которых следует придерживаться, чтобы весь год сложился удачно?

- Честно говоря, в приметы я перестал верить - по крайней мере, свои желания на бумажке не пишу, но во время боя курантов их загадываю. Наступивший 2022-й - это мой год, и я очень надеюсь, что Тигр будет ко мне благосклонен и дела пойдут в гору.

От всей души желаю всем пензенцам исполнения планов, сбывшихся надежд, здоровья и любви! И если сегодня кому-то из вас грустно или плохо, то обязательно помните, что у тигра после черной полосы всегда идет светлая!

Игорь Польских

«Наша Пенза», № 3, 19 января 2022 г.

19 января 2022, 15:26

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024