В Сети все чаще попадаются предупреждения о том, что, разговаривая по телефону с незнакомым человеком, ни в коем случае нельзя давать односложные ответы. Якобы их могут использовать мошенники, чтобы получить кредит на ваше имя. Так ли это на самом деле, рассказали эксперты «Нашей Пензы».
ЧТО ТАКОЕ ЕБС?
Известно, что российские банки умеют собирать биометрические данные своих клиентов, которые передаются в Единую биометрическую систему (ЕБС). Однако сделать это можно исключительно по желанию и с согласия самого клиента.
Так для чего же эта самая ЕБС нужна? Оказывается, с ее помощью можно пользоваться банковскими услугами удаленно: открывать счета, переводить деньги с одной карты на другую и так далее.
«В качестве биометрических данных банки обычно записывают голос клиента, делают фото лица, далее специальная программа считывает расстояние от носа до глаз и от носа до губ (у каждого человека оно индивидуально), - разъясняет доцент кафедры «Информационная безопасность систем и технологий» ПГУ, кандидат технических наук Алексей Иванов.
- В систему также можно внести отпечатки пальцев и сетчатки глаза или рисунок вен ладони. Для идентификации клиента недостаточно одного из параметров: это всегда симбиоз данных, например лица и голоса, причем при его записи используется не одно «да», «готово», «согласен», а специальная последовательность фраз, чисел и так далее. Это уникальный ключ, который невозможно подделать».
Специалист говорит, что операции «по голосу» можно осуществлять, если клиент до этого посетил банк и прошел первичную идентификацию.
ЛУЧШЕ ПЕРЕСТРАХОВАТЬСЯ
«Любая операция может быть проведена сотрудником кол-центра банка лишь по звонку клиента, - продолжает Алексей Иванов. - Нужно не только говорить своим обычным голосом, но и указать логин и пароль, полученные при регистрации в ЕБС, показать в камеру лицо, назвать кодовое слово».
Но существует и другое экспертное мнение.
«Отвечать «да» на звонок с неизвестного номера нельзя по одной простой причине: использование этого слова в совокупности с другими произнесенными вами словами может привести к потере денег, - спорит доктор юридических наук, заведующий кафедрой «Уголовное право», профессор Георгий Романовский. - Конечно, при наличии записи одной фразы система защиты банка, в отличие от ЗАГСа, может не поверить одному только телефонному «да», вырванному из контекста.
А вот если у злоумышленника будет «слепок» голоса жертвы, состоящий из нескольких ключевых фраз типа «да», «я подтверждаю» и т. п. - это может дать ему дополнительные возможности».
Оформить кредит мошенники вряд ли смогут, но вот подтвердить перевод денег у них может получиться. В любом случае рисковать не стоит, а слово «да» все-таки лучше заменить на «алло» или «слушаю».
КОМПЕТЕНТНО
Руководитель пресс-службы УМВД России по Пензенской области Ольга Евдокимова:
- Чтобы не стать жертвой мошенников, советую вообще не вступать в разговор с неизвестными людьми, которые звонят вам по телефону от лица сотрудников банков, других финансовых или государственных структур. Положите трубку. Позвоните по официальному номеру банка и уточните, все ли в порядке с вашими счетом и картой. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не совершайте на него обратный звонок. Преступники научились подделывать официальные телефонные номера, есть вероятность попасть на удочку злоумышленников.
Игорь Брунеев
«Наша Пенза», № 7, 15 февраля 2023 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024