Опыт прошлых лет: вслед за половодьем приходят пожары

Мне кажется, нет ничего страшнее пожара. Говорю это не умозрительно, а совершенно обоснованно. Знойным летом 2010 года оказалась в эпицентре пожара в Никоново Городищенского района.

Полыхал лес. Огонь чудом не добрался до оздоровительного лагеря «Строитель», где в тот момент отдыхали мой сын и более сотни ребятишек. Детей все же пришлось эвакуировать ночью спецпоездом.

Я до сих пор помню чувство какого-то парализующего страха от вида обгорелых труб (того, что осталось oт домов в Никоново), от черных остовов деревьев, дороги к лагерю, затянутой едкой пеленой. Клубы дыма, которые были видны за десятки километров, напоминали зловещий атомный гриб.

И все это - результат беспечности. Кто-то из отдыхающих на турбазе Никоново бросил в сухую траву окурок.

Еще один лагерь - «Романтик», на выезде из Пензы - чуть не сгорел в апреле прошлого года. Заполыхало (не без участия человеческого «разума») поросшее бурьяном поле. Пожар удалось остановить возле самой изгороди лагеря.

ГОРЯЩИЙ МЕСЯЦ

Травяной пал - один из самых коварных видов природных пожаров. Прошлогодняя трава, высохшая под весенним солнцем, загорается от любой искры.

Травяные палы особенно часто случаются в апреле. Этот месяц впору переименовывать в «огненный». Кстати, 30 апреля считается профессиональным праздником пожарных.

Вот факты. За шесть апрельских дней 2009 года в Пензенской области огнем были уничтожены 21 жилой дом, 32 нежилых, 35 надворных построек и 47 дач. Особенно горячая ситуация сложилась тогда в Никольском районе: за неделю - 8 крупных пожаров.

Самый страшный - в селе Кравково. Огонь, перекинувшийся с горевшей в поле травы на деревенские постройки, уничтожил 3 жилых дома, 6 нежилых строений и 14 надворных построек.

С 10 часов утра люди спокойно смотрели, как горит сухая трава, подожженная местной жительницей, постепенно подбираясь к их селу. Спохватились только после того, как вспыхнули их собственные дома.

В Леонидовке таким образом сгорели три дома.

В середине апреля на противоположном берегу зоны отдыха «Чистые пруды», в сосновом лесу, на 20 гектарах выгорела трава. Хорошо, что деревья были еще сырые и не воспламенились.

А 30 апреля загорелась сухая трава у лесного массива за Иванырсом Лунинского района. Огонь перекинулся на лес. Пришлось подключать пять пожарных машин, пять тракторов, легковой транспорт. В тушении участвовало более 50 человек.

И это только один месяц одного года!

ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО

Поджигатели в большинстве своем не вредители, а недоумки: ну не хватает ума сообразить, что горит не только сухая трава, но и то, что рядом с ней. Часто этим грешат дачники, прибирающие участки после зимы, и пенсионеры, наводящие порядок на территории своих частных домов.

Самая распространенная причина поджогов травы - нежелание бороться с бурьяном на полях с помощью техники. В том же 2009-м работники шемышейского ООО «Дуслык» решили таким образом облегчить себе жизнь. В результате сгорел не только сухостой, но и ангар с 15 тоннами зерна.

А есть любители наживы. Три года назад в Лунинском районе тракторист ездил по полям и поджигал траву, чтобы легче было найти запчасти, оставшиеся на земле после экстренных ремонтов во время уборочной.

Еще одного поймали около села Татарская Лака Вадинского района в прошлом году. Это сделала мобильная группа во главе с главным лесничим Ломовского лесничества Ниной Неведеевой. В июне при объезде территории они обнаружили несколько очагов возгорания. Рядом заметили свежие следы.

Затушив огонь, стали прочесывать окрестности и увидели крадущегося к селу мужчину. Александр Дуданов на суде искренне раскаялся, рассказал, что его подстрекали люди, которые хотели приобрести горелый лес подешевле.

Екатерина Рогожкина

«Пензенская правда», № 30, 24 апреля 2012 г.

24 апреля 2012, 11:47

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024