Прошлым летом в Питере провели психологический эксперимент, результаты которого шокировали многих. Детям от 12 до 18 лет предложили провести восемь часов наедине с собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильники, компьютеры).
Им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешалось читать, писать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься рукоделием, гулять.
Из 68 участников до конца эксперимент довели только трое - девочка и два мальчика. Почти все дети испытывали страх и беспокойство, примерно у трети наблюдались тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, ощущение шевеления волос на голове и т. п.
После эксперимента многие подростки полезли в социальные сети, позвонили приятелям по мобильникам... Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры.
Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или надели наушники. При анализе происходившего с ними дети употребляли словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без...», «ломка» и т. д.
ТЕЛЕВИЗОР - ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИ
Мы решили пойти по более легкому пути и просто поговорить с детьми на тему: что значат Интернет и современные гаджеты в их жизни. Мы беседовали с детьми разных возрастов. Выяснилось, что меньше всего времени за компьютером проводят ученики младших классов.
Во-первых, их еще контролируют родители. Во-вторых, учебный процесс не требует поиска информации в Интернете. В среднем эти дети проводят за компьютером час-два в день, а некоторые и того меньше.
- Я больше люблю проводить время с родителями, - говорит третьеклассница школы № 9 г. Сердобска Настя Куркина. - А еще кататься на велосипеде, купаться в речке, гулять в парке...
На вопрос, что вы делаете, когда вам скучно, почти все ответили: «Включаю телевизор». Некоторые сказали, что играют с братьями и сестрами или выходят на улицу.
Зашла речь и о чтении. Малыши рассказывали, что учителя велят им читать не меньше пяти страниц в день и вести читательские дневники. Правда, не все это любят, потому что их заставляют.
Лучшим подарком на день рождения для большинства мальчиков был бы планшет...
СПОСОБЫ «УБИТЬ ВРЕМЯ»
Говоря об Интернете и компьютерах, ребята из средних классов уже употребляют слово «зависимость».
- Я провожу в Интернете три-четыре часа в день, - откровенничает шестиклассник школы № 7 г. Пензы Володя Трошкин. - Большую часть этого времени смотрю развлекательные видеоролики. Понимаю, что это пустая трата времени, но не могу остановиться. Хотя я делаю и полезное: смотрю видеоуроки игры на гитаре, а потом пытаюсь повторить.
Часть времени в Интернете у подростков уходит на поиск дополнительного материала к урокам, подготовку к докладам и т. д. И все-таки многих Всемирная паутина захватывает: после решения «немного отдохнуть» они начинают бродить по сайтам... А когда «приходят в себя», прошел уже час или два.
Мальчики время от времени играют в интернет-игры. Девочки за компьютером проводят меньше времени.
- Я лучше схожу куда-нибудь с мамой или с друзьями, - говорит шестиклассница пензенской гимназии № 4 Полина Савинова.
По поводу пристрастия сильного пола к играм в Интернете девочки иронизируют. Рассказывают, что во время перемен мальчишек не оторвать от экрана планшета: вокруг одного гаджета собираются до десяти ребят.
СЧАСТЬЕ БЕЗ ИНТЕРНЕТА
У большинства старшеклассников отношения с компьютером «проблемные» - дети говорят именно так. У экрана они могут провести несколько часов кряду.
Некоторые признавались, что нередко во время уроков включают потихоньку под партой планшетные компьютеры. А придя домой, первым делом нажимают кнопочку на системном блоке.
И опять девочки оказались менее зависимы от гаджетов.
- Я очень жду поездку к бабушке в Крым, - говорит девятиклассница школы № 9 г. Сердобска Алена Занюхина. - И не важно, что у нее нет Интернета. На каникулах он вообще не нужен. Это такое блаженство - природа, общение.
ЭКОНОМИТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ…
Удивительно, но практически все (!) дети на вопрос, как бы им жилось без Интернета, ответили, что лучше бы его и не было. Правда, была пара-тройка неуверенных замечаний, что все-таки это удобно. Но через полминуты, порассуждав, ребенок добавлял, что информацию всегда можно найти в книгах...
- Да, мы экономим время на поиске информации, но сколько часов потом тратим впустую,
- объясняли подростки.
- Я думаю, большинство детей с помощью компьютеров и телефонов пытаются заполнить внутреннюю пустоту, - делится мнением девятиклассница пензенской гимназии № 4 Даша Мещерякова. - Но в Интернете очень много информации, которая засоряет мозги. Поэтому я им почти не пользуюсь.
Некоторые ребята признались, что иногда завидуют родителям, которые росли без компьютера.
И вот что еще. Один 9-летний мальчик (по понятным соображениям мы не раскрываем его имени и фамилии) во время разговора несколько раз повторил, что изучает в Интернете «Майн кампф».
Было очевидно, что ребенок говорит это для того, чтобы заинтересовать и поразить незнакомую тетю. Но факт остается фактом: если у 9-летнего ребенка такие интересы, что с ним будете в 15?
Ирина Балашова
«Пензенская правда», № 42, 6 июня 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024