Меня всегда притягивали старинные особняки. Не так давно я побывала в усадьбе князя Куракина.
Въезжая в ворота, которые, наверное, сохранились лучше всех построек, чувствуешь себя странно: с одной стороны, красота неописуемая, а с другой - разруха.
А еще ощущаешь дыхание истории. Вот перед тобой остатки дворца, озаряемые солнцем, вот флигели, вот сад, который уже давно стал лесом.
А когда-то была одна из самых шикарных усадеб губернии. Принадлежала она князю Александру Борисовичу Куракину.
В 1792 году архитектор Телегин возвел трехэтажный особняк с шестиколонным портиком, обращенным к реке. Рядом два флигеля, которые завершали архитектурную композицию, внутри дворца было около 80 комнат.
С северной стороны усадьбы разбили парк, в котором были посажены редкие растения. Скульптуры, фонтан и беседки утопали в зелени. Каждый день во дворце гремела музыка, а по воскресеньям проводили большие балы.
Однако не вес время тратилось на развлечения. Все дела в усадьбе были подчинены определенному распорядку и правилам.
Александр Борисович очень гордился своим имением, но еще при наследниках Куракина оно стало приходить в упадок, переходя из рук в руки. А после революции его участь, можно сказать, была предрешена...
Сегодня в некогда прекрасном парке гуляют разве что такие же как я любители истории или местные пасут коров.
На воротах я обнаружила надпись: «Объект охраняется». Только непонятно, кем и как.
На днях стало известно, что министерство культуры разрешило правительству Пензенской области выставить усадьбу на аукцион. Он должен состояться в августе. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки хорошо. Ведь новый собственник обязан будет восстановить весь усадебный комплекс, соблюдая все исторические детали.
Я бы очень хотела посмотреть на усадьбу во всем ее великолепии.
Анна Воронова
«Пензенская правда», № 57, 31 июля 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024