О проблемах и путях их решения в непростой, но жизненно важной для каждого отрасли мы беседовали с прокурором Пензенской области Натальей Канцеровой.
- Наталья Евгеньевна, какие вопросы преобладают в сфере ЖКХ?
- Основная масса обращений - это жалобы на действия управляющих организаций (по ненадлежащему содержанию и ремонту жилого фонда и неправильному начислению платы за услуги). Немало жалоб на организацию водоснабжения и водоотведения, бездействие местных властей в вопросах признания аварийными жилых домов и их расселения.
К примеру, жители Сердобска пожаловались, что после смены собственника котельной они надолго остались без горячей воды. В суде мы добились восстановления подачи горячей воды.
Также по результатам прокурорского вмешательства была возобновлена подача электроэнергии в дома жителей Белинского и Пачелмского районов, которых необоснованно и без предупреждения оставили без света.
- А на какие проблемы в коммуналке, в принципе, можно пожаловаться в прокуратуру?
- Прокурорский надзор охватывает очень широкий спектр прав граждан в этой сфере. Мы ведем системный мониторинг качества коммунальных ресурсов и жилищно-коммунальных услуг, а также мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону.
Постоянно в поле зрения органов прокуратуры вопросы установления, начисления и оплаты энергоресурсов и коммунальных услуг и т. д.
- Есть видимые результаты?
- Безусловно. В первом полугодии 2016 года выявлено более 2 800 нарушений закона в сфере ЖКХ. Для устранения нарушений принесено 55 протестов, внесено 717 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 434 виновных лица, к административной - 62, в суд направлено 686 исков и заявлений.
О недопустимости нарушений закона предостережено 34 должностных лица, направлено 13 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ст. 37 УПК РФ, по постановлениям прокуроров уже возбуждено 8 уголовных дел.
- Один из примеров, который давно на слуху. Прокуратура не раз констатировала, что центр «Самоучет» действует незаконно. Какие меры приняты и можно ли судить, что права граждан восстановлены?
- Действительно, деятельность центра «Самоучет» постоянно находится в поле зрения органов прокуратуры. Мы добивались от них приведения своей деятельности в соответствие требованиям законов, практически заставили открыть специальные счета. Однако центр не обеспечил их неукоснительного использования.
Более того, анализ агентских договоров, заключенных между управляющими организациями (УО) и центром, показал, что договоры содержат ряд незаконных положений, а значит, права граждан снова нарушаются.
Нам пришлось опротестовать агентские договоры в судебном порядке. В арбитражный суд направлено 22 исковых заявления о признании таких договоров недействительными. Пока окончательное решение по ним не принято.
- Люди жалуются и на то, что ресурсоснабжающие организации игнорируют обращения жителей. Прикрываясь тем, что счета выставляют УК, ресурсники не хотят разбираться в проблемных случаях и исправлять неправомерно начисленные платежи. Существуют ли нормы права, позволяющие наказывать за равнодушное отношение к людям?
- Если дом обслуживает УО, то именно она является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность и за их качество, и за правильность расчетов. Сомневаетесь в правильности начисления платы - обращайтесь в свою УО.
Но, конечно же, может возникнуть проблема, которая не решится без участия ресурсника. И если тот не отвечает на обращение гражданина, к нему могут быть применены меры административного воздействия. Так, в этом году по постановлению прокурора Октябрьского района г. Пензы должностное лицо ООО «ТНС энерго Пенза» было привлечено к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
- Еще одно больное место - самовольные мини-парковки во дворах многоквартирных домов (МКД). Автовладельцы массово игнорируют и законы, и комфорт соседей, ограждая общедомовую территорию. Кто может и должен ликвидировать такие нарушения?
- Да, такие обращения имеют место. Если занятый участок относится к общему имуществу МКД, мини-парковка может быть устроена только с согласия собственников помещений в МКД. Иначе любой собственник может в суде потребовать убрать ограждение.
Если же занятый под стоянку участок является муниципальной собственностью, то здесь наступает ответственность за самовольное занятие земельного участка по ст. 7.1 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа не менее 5 тысяч руб. В этом случае можно обратиться в администрацию города или сельсовета либо в органы Росреестра.
- Таким образом, для решения проблемы гражданина прокуратура работает в тесном контакте с органами власти и другими контролирующими органами?
- Конечно. Например, в 2016 году мы очень тесно сотрудничали с областными управлением по регулированию тарифов и энергосбережению и госжилтехинспекцией по вопросам применения повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг при начислении платы жильцам домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета (ОПУ), а также начисления платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу. Благодаря оперативно принятым мерам удалось не допустить массовых нарушений.
Кроме того, по предписанию управления по регулированию тарифов денежные средства, необоснованно полученные ресурсоснабжающими организациями в счет оплаты коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, возвращены в УК, которые должны будут направить их в том числе на установку ОПУ.
- Можно ли привести примеры выявления преступлений, имеющих наибольшую общественную значимость в сфере ЖКХ?
- На фоне снижения уровня преступности в указанной сфере в 2015 году, напротив, в этом году отмечается значительный рост выявленных преступлений. За 6 месяцев зарегистрировано 39 сообщений о возможных преступлениях (в прошлом году - 17), возбуждено 29 уголовных дел (в 2015-м - 10).
Например, прокурором Городищенского района было инициировано расследование, а впоследствии возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего строительства многоквартирного дома в г. Сурске в отношении и. о. главы администрации города.
Установлено, что тот подписал семь актов приема-передачи непригодных для эксплуатации квартир, что повлекло необоснованное перечисление подрядчику бюджетных денежных средств в сумме около трех миллионов рублей. Речь шла о доме, предназначенном для переселения граждан в рамках муниципальной целевой программы.
Еще один пример - уголовное дело, возбужденное в отношении одного из руководителей Управления ЖКХ по Пензенской области, получившего с использованием своего должностного положения взятку в виде квартиры, построенной в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда...».
Уголовное дело возбуждено и в отношении главы администрации р. п. Чаадаевка, незаконно обеспечившего свою знакомую жильем, подлежащим заселению в рамках программы по расселению аварийного жилья.
Дело расследовано за шесть суток и направлено в суд. Жилье возвращено на баланс администрации.
Ольга Васильева
«Пензенская правда», № 34, 23 августа 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024