Алексей Голенко играет на гармони, баяне, жалейке, балалайке, гитаре, фортепиано, кларнете, трубе и других инструментах.
ЗА РУССКИМ ДУХОМ
Впервые гармошку в руки Алексей взял лет в пять, вслед за старшим братом Николаем, который учился в музыкальной школе. Инструмент его заворожил. От веселых мелодий ноги сами рвались в пляс, грустные бередили душу.
Музыка стала для Голенко не просто увлечением - профессией. После школы он поступил во Владимирское музыкальное училище. Конкурс тогда был нешуточный - 11 человек на место. Получив образование, Алексей стал работать во владимирском фольклорном ансамбле «Русь».
- Там была чудесная атмосфера, пропитанная любовью к фольклору, там чтили народные традиции, - рассказывает Алексей Николаевич. - Тогда я и начал осваивать новые инструменты: рожки, жалейки.
Потом были кларнет, домра, балалайка, ложки, трещотки... Впоследствии Голенко окончил и консерваторию.
- Можно годами изучать музыкальный материал, и скучно не будет, - улыбается он.
Впрочем, музыканту одних знаний мало. Нужен талант. Игру Голенко по достоинству оценило жюри многих всероссийских конкурсов. Ему аплодировали в разных странах мира. А он, поди ж ты, прикипел душой к родной Каменке.
Мог бы уехать в большой город, сделать блестящую карьеру, но признается: нигде ему не игралось так, как в провинции. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...
И СТОЛЯР, И ПЕЧНИК
- Каждый новый инструмент открывал для меня грани народной музыки, - говорит Голенко.
- И был азарт, ибо новое осваивать очень интересно.
Но, увы, одной музыкой сыт не будешь. В трудные 90-е артистам платили копейки, а надо было на хлеб зарабатывать. Пришлось Алексею Николаевичу переквалифицироваться.
Научился столярничать, освоил профессию каменщика и даже, представьте себе, начал мастерски печи класть. Оказалось, руки у него золотые. Ремесло помогало ему прокормиться, но музыка не отпускала, бередила душу. Когда трудный период прошел, Голенко с наслаждением окунулся в родную стихию, где каждый музыкальный инструмент был для него словно верный друг и чутким пальцам музыканта была знакома каждая щербинка на отполированной поверхности.
ЧЕМ ПАХНЕТ МУЗЫКА?
Когда инструменты ломались, Голенко очень переживал. Да и новые купить в то время было проблематично. И тогда он освоил еще одну профессию - реставратора, которая тоже стала любимой.
- Мне нравится аромат ольхового масла, которым пропитывают деки. Он смешивается с запахами клена, липы, самшитового дерева. Вы и не представляете, от скольких мелочей зависит звучание инструмента, - говорит Алексей Николаевич.
Для него очень важно передать все нюансы.
- Меня порой спрашивают: почему вы музыку не пишете? Я отвечаю: самое лучшее уже написано. Пономаренко, Гридин, Дмитриев… Классика - Бах и Вивальди… Свою задачу вижу в том, чтобы донести до слушателей оригинал, каким задумывал его композитор. Не люблю, когда переиначивают музыкальное творение на новый лад, - объясняет Голенко.
Он очень сожалеет, что любимая им гармонь ныне считается чем-то вроде архаизма, уступив заполонившим эфир мелодиям, созданным на компьютере. А ведь она - неотъемлемая часть русской культуры. В каждой области была своя манера игры: в Пензенской - лиричная, на Урале - с перехлестами, в Воронежской - заковыристая.
Алексей берется за инструмент. Мелодия проникает в самое сердце. Рано, рано, гармошка, списывать тебя со счетов...
Алиса Ряднова
«Пензенская правда», № 40, 4 октября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024