Сегодня самая обсуждаемая тема в Кузнецке - возможный снос частных домов, которые построены слишком близко к нефтепроводу «Дружба-2». На прошлой неделе начались судебные слушания по этому делу.
Предыстория такова: осенью 2016 года собственники 26 домовладений, расположенных на улицах 1-й Спортивной, 2-й Спортивной, 8 Марта, Шевченко, Циолковского, Зеленой и др., получили письма от компании АО «Транснефть-Дружба» с требованием снести за свой счет жилые и прочие постройки, так как они находятся в недопустимой близости от опасного объекта, что противоречит требованиям федерального законодательства и угрожает безопасности людей.
Естественно, никто из «нарушителей» требование о сносе не выполнил, поэтому руководство компании обратилось в суд. Сейчас готовится еще 20 аналогичных исков. Всего, по данным отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Кузнецка, в охранной зоне находится 99 домов.
ЖИЛИ-ЖИЛИ, НЕ ТУЖИЛИ...
Неудивительно, что люди, которые живут в этих домах, потеряли покой и сон. Их страшит перспектива остаться без крыши над головой.
Подогревают ажиотаж публикации в различных СМИ, которые рисуют самые мрачные перспективы: мол, десятки семей останутся без крова, компенсации не получат, землю продать не смогут. Неужели все так уж безнадежно? «Пензенская правда» решила разобраться с этим вопросом.
Восточная окраина Кузнецка начала заселяться в середине 60-х годов прошлого века. Примерно в это же время поблизости развернулась грандиозная всесоюзная стройка – прокладывали нефтепровод «Дружба». Первую ветку («Дружба-1») запустили в эксплуатацию в 1964 году, а вторую - в 1973-м.
Вскоре возле нефтепровода вырос целый микрорайон. Почти 40 лет люди жили спокойно, никого такое соседство не волновало. Почему же сейчас его посчитали опасным и встал вопрос о сносе?
А ЧТО В ДОКУМЕНТАХ?
С этим вопросом мы обратились к представителю службы общественных коммуникаций АО «Транснефть-Дружба».
В телефонном разговоре нам пояснили, что согласно санитарным нормам и правилам (СНиПам) строить жилые дома возле подобных (потенциально опасных) объектов можно, но только отступив определенное расстояние от оси трубы – 200 метров. Следить за соблюдением дистанции должны органы местного самоуправления.
Руководство АО «Транснефть-Дружба» с 1989 года неоднократно направляло в горисполком Кузнецка и органы гражданской обороны письма с требованиями прекратить строительство домов в охранной зоне нефтепровода, но их оставили без внимания.
До поры до времени дело ограничивалось предупреждениями, но в последние 2–3 года федеральные ведомства, в том числе Ростехнадзор, стали активно наводить порядок в этой сфере.
- Но наши обращения в суд - не ради того, чтобы завести бульдозер и снести дома, оставив людей без крова, - пояснил представитель компании АО «Транснефть-Дружба» Андрей Ануфриков. - Мы пытаемся разобраться в документах, в законности строительства. Может, кто-то построил свой дом, получив все необходимые разрешения. А кто-то - игнорируя правила. В любом случае ясность в эту проблему внесет суд, который будет разбираться с каждым конкретным случаем.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Большинство людей действительно не знали, что нарушают какие-то правила. 72-летняя Мария Шанкина живет в этом микрорайоне с декабря 1978 года, ее семья приобрела готовый дом у строительной организации. Семье Юлии Шепаевой дом достался по наследству от бабушки, которая поселилась в микрорайоне одной из первых - в 1966 году.
У семьи Топтыгиных двое детей, свое жилье они купили недавно в ипотеку. Их никто не предупредил, что могут возникнуть проблемы...
Практически у всех собственников документы в порядке: имеется официальное разрешение на строительство, дома приватизированы, участки стоят на кадастровом учете, все оформлено через регпалату, в бумагах нет пометок об обременении или ограничении прав.
Получается, что единственная вина этих людей в том, что они поверили документам, подписанным представителями городской администрации. А последние допустили ошибку, которая слишком дорого обошлась...
Мэр города Сергей Златогорский понимает это и призывает людей не поддаваться панике.
- В последние 10 лет разрешения на строительство в этой зоне не выдавались, - объяснил он. - Но в 80-90-е годы на предписания и требования безопасности почему-то закрывали глаза. Думали, видимо, что построенный дом не снесут, пожалеют. Сейчас времена изменились. Сегодня главная задача для жителей Кузнецка и городской администрации - пройти суды.
В зависимости от того, какое будет вынесено решение, будем действовать дальше. В любом случае один на один с этой проблемой людей не оставим. Я за это ручаюсь. Надеюсь на лучшее, но готов и к худшему. Понимаю, что в случае сноса зданий нагрузка по возмещению ущерба может лечь на бюджет города.
СУД РАССТАВИТ ТОЧКИ
Сами нефтяники тоже призывают жителей не отчаиваться.
- Решение о сносе, - пояснили нам, - однозначно выносят в случаях, когда дом строят фактически «на трубе». Такие ситуации, например, часто происходят в Подмосковье, где земля очень дорогая и люди готовы на все, лишь бы пустить там корни.
Но если нарушение произошло по чьей-то ошибке (например, в свое время неправильно померили расстояние от нефтетрассы до участка), суды часто становятся на сторону собственников. В этом случае владельцу нефтепровода могут порекомендовать провести ряд технологических мероприятий: утолщение трубопровода, возведение защитных сооружений. Иногда дело заканчивается соглашением о том, что собственник знает о возможных последствиях соседства с трубой и претензий в случае чего предъявлять не станет.
Как бы то ни было, открытый и гласный судебный процесс - единственная возможность разобраться в сложившейся ситуации и навести порядок. Именно на это нацелены сегодня действия руководства региона, администрации Кузнецка и нефтяников. Вопрос находится на контроле правительства Пензенской области и лично главы региона Ивана Белозерцева. «ПП» будет следить за развитием событий.
ЛЮДИ ИЛИ НЕФТЕПРОВОД: КТО ПОДВИНЕТСЯ?
Жители Кузнецка, чьи дома оказались под угрозой сноса, обратились за помощью к адвокатам. Одними из первых разбираться в этом деле начали Ольга Александрова и Анна Иньшова. Выявилось много несоответствий.
Так, объект был введен в эксплуатацию в 1973 году. На тот момент действовали СНиПы, которые устанавливали минимально допустимую зону в 150 метров, в 1976 году ее увеличили до 200. Почему же к кузнечанам, получившим землю до вышеуказанной даты, подходят с новыми мерками, ведь закон не имеет обратной силы? Правовую оценку этому доводу даст суд.
Второй момент: СНиПы запрещают строительство таких потенциально опасных объектов, как «Дружба-2», в пределах городской черты. Почему же тогда трубу пустили через Кузнецк? Впору ставить вопрос о том, что нахождение нефтепровода в этой зоне опасно для горожан и его нужно переносить. Прецедент уже есть: нефтепровод «Дружба-1» был реконструирован и выведен с территории и Пензы, и Кузнецка.
Елена Свердлова
«Пензенская правда», № 4, 24 января 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024