Врач из Городища может определить, чем болен человек без анализов и УЗИ. Талант от природы, и жизнь научила, и война в Афганистане.
- Шурави, шурави, гексавит!
- В палатку проскользнул бедно одетый мужчина в чалме с плачущим младенцем на руках. Рядом стоял еще один малыш примерно двухлетнего возраста. Советский военврач понял, что афганец просит большие желтые поливитамины «Гексавит», которые местное население почему-то считает чуть ли не панацеей от всех болезней.
Доктор улыбнулся зареванному малышу: у самого там, на родине, родился сын… Через пять месяцев после того, как его отец уехал на войну - в Афганистан.
- Давайте осмотрю малыша, - предложил он отцу.
ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТ
В Афганистан 24-летнего лейтенанта медицинской службы Коледова направили из Одессы, куда он был распределен на должность начальника медпункта воинской части после окончания военно-медицинского факультета при Куйбышевском мединституте.
Проработал меньше двух лет, но какой опыт приобрел! В медпункте был и терапевтом, и хирургом, и гинекологом, и педиатром. Профессия военного врача на тот момент не предполагала определенной специализации - надо было уметь практически все!
- В один день мы могли столкнуться как с детской ветрянкой или корью, так и с огнестрельным ранением (ЧП на учениях), - вспоминает Коледов.
Приказ о направлении в Афганистан был для него как гром среди ясного неба. Он очень переживал. Во-первых, считал, что для такой службы его медицинский стаж недостаточен. Во-вторых, оставлял свою жену Нину одну на четвертом месяце беременности.
Но приказы не обсуждают, и 30 марта 1986 года Сергей отбыл в столицу Афганистана Кабул, в 797-й разведывательный центр.
СТРАШНЕЕ ДУШМАНА
Первое, с чем столкнулся начальник медпункта, - не ранения и травмы, а инфекционные заболевания. Сухой и жаркий климат, нехватка питьевой воды, походно-полевые условия - все это способствовало их распространению. Часто вспыхивала эпидемия вирусного гепатита - в просторечии желтухи.
- В других подразделениях нашего разведцентра, а они были расположены по всей территории Афганистана, нередки были случаи брюшного тифа, малярии, москитной лихорадки, дифтерии. Различными кишечными инфекциями переболели, по-моему, все до единого, - говорит Коледов. - В Союзе такие заболевания либо давно победили, либо они не встречались в нашем климате.
Но в части, где он служил, эпидемии удалось избежать. Каждую неделю он отвозил питьевую воду на анализ, делал прививки от дифтерии и желтухи.
Боевое крещение как военврач он получил, когда территорию части душманы обстреляли из миномета. Снаряд разорвался рядом с группой солдат. Осколками ранило пятерых.
- Стоны, крики, повсюду кровь. И не разберешь сразу, кто самый тяжелый, кому в первую очередь помощь нужна. Вижу: у одного солдата огромное пятно крови на груди и все сильнее заливает. И не понять, где именно рана, потому что он в полном обмундировании. Стянул с него бронежилет, тельняшку… А из средств диагностики в части - только глаза и руки врача, фонендоскоп и тонометр для измерения артериального давления.
Определил, что осколок пробил парню грудную клетку и застрял в легком. Обезболил, перевязал и отправил его в госпиталь, который находился тут же, в Кабуле. Выжил солдат.
ЖДЕМ ПАПУ
Каких только испытаний не устраивала война… Во время рейда в город Гульбахор наши захватили в плен раненого душмана. Доктору сказали: «Не дай ему умереть, он нам нужен».
- Представьте, как я мог к нему относиться, если только накануне мы проводили в Союз «черный тюльпан» с погибшими ребятами? Но долг есть долг...
Обращались за помощью и мирные жители - у кого кашель сильный, у кого температура. Языковой барьер не мешал, благо переводчик всегда был рядом.
Служба в Афганистане закончилась для Сергея Коледова в мае 1988-го. Он вернулся домой в звании старшего лейтенанта медслужбы, был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
Сын Саша, которого он до этого видел два раза, когда приезжал на побывку, папу не узнал - разревелся и не захотел пойти на руки.
После войны Сергей Коледов окончил в Куйбышеве клиническую ординатуру кафедры военно-полевой терапии, а позже на новом месте службы, в Ульяновске, освоил специальность врача УЗИ-диагностики. А когда распался Союз, начала разваливаться армия, он, как и многие офицеры и прапорщики, ушел на гражданку.
ПРИХОДИЛОСЬ СТАЛКИВАТЬСЯ...
На семейном совете – а росли уже двое детей – решили строить новую жизнь в Городище, на родине жены Нины (она тоже врач).
В районной больнице Сергей Коледов сначала работал рядовым терапевтом, потом стал заведующим отделением, 13 лет возглавлял лечебное учреждение. Только в последний год вернулся к чистой практике, без административной нагрузки.
Сергей Алексеевич - специалист УЗИ-диагностики. Коллеги знают: если пациент приходит от него, то в диагнозе можно не сомневаться - точнее никто не поставит. Как говорят, диагност от Бога.
- А дело в том, что Сергей не только рассматривает больной орган и фиксирует патологию: он смотрит пациенту в глаза, расспрашивает о болезнях его и родственников - в общем, старается собрать полную клиническую картину, – рассказывает замглавврача по лечебной части Городищенской районной больницы Мансур Исхаков. - Задействует и интуицию, и логику.
Они познакомились и подружились в 1998 году, когда Исхаков только начинал свою хирургическую практику, а Коледов был уже довольно опытным терапевтом.
- Мы быстро нашли общий язык и стали работать в команде, хотя у нас разные специализации. В сложных случаях я не стеснялся обращаться к нему за советом - он как будто насквозь больного видит.
Когда в 2003 году в Пензенской области случилась вспышка дифтерии и два случая были зафиксированы в Городищенском районе, в местной больнице это не вызвало паники. Сергей Коледов, будучи уже главврачом, срочно организовал противоэпидемические мероприятия, устроил массовое обследование жителей, вакцинацию. Коллеги удивлялись.
- Сергей Алексеевич, мы-то в основном о дифтерии только из институтских учебников знаем, а вы как будто всю жизнь такими больными занимались.
- В Афгане приходилось сталкиваться, - ответил Коледов.
…Да, и еще: Александр Коледов-младший тоже стал врачом. По стопам родителей не пошла только дочь Наталья. Она занимается аэрографией.
Наталья Сизова
«Пензенская правда», № 7, 14 февраля 2017 г.
Фото с сайта www.pravda-news.ru
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024