Майор юстиции Дмитрий Фролов расследовал громкое дело. На скамье подсудимых - 13 человек.
Ни отпусков, ни больничных - почти 18 месяцев старший следователь по особо важным делам СУ УМВД России по Пензенской области майор юстиции Дмитрий Фролов работал на пределе возможностей. Итог его труда - организованная преступная группа в составе 13 человек, на протяжении двух лет занимавшаяся мошенничеством в сфере автострахования, в полном составе оказалась на скамье подсудимых.
ГАРАЖ, ДОСТОЙНЫЙ ШАХА
Эта история началась весной 2015 года. В полицию обратились представители одной из страховых компаний. Они сообщили сыщикам о своих наблюдениях: за недолгое время фамилии некоторых участников ДТП, по которым производились страховые возмещения, встречались подозрительно часто.
Оперативники вскоре установили личности всех участников криминального сообщества и механизм совершения преступлений.
- После возбуждения уголовного дела была продумана тактика первоначальных следственных действий, итогом которой стало одновременное проведение семи обысков по местам проживания подозреваемых, - рассказывает Дмитрий Фролов.
У руководителей организованной преступной группы удалось изъять не только документы, относящиеся к обстоятельствам совершения инсценированных ДТП, но и более 20 дорогостоящих автомобилей, которые злоумышленники использовали при совершении преступлений.
ПО ЛОЖНОМУ СЛЕДУ
Организаторы преступной группы быстро оправились от шока и стали делать все возможное, чтобы уйти от наказания. Следователь это предугадал.
- Тактика допроса подозреваемых состояла в умышленном создании конфронтации между ними. Это позволило расколоть преступную группу на две части: тех, кто изначально пошел на сотрудничество с правосудием, и тех, кто старался избежать уголовной ответственности, - объясняет Дмитрий Фролов.
Главный организатор и руководитель преступной группы решил запутать следователя: уговорил своего сына взять всю вину на себя. Поэтому на первых порах сложились ложные представления о количестве лидеров и организаторов преступной группы.
- Устранение этой неточности стало возможным лишь благодаря многочисленным допросам близких родственников и друзей обвиняемых, - вспоминает Дмитрий Фролов. - Также была назначена и проведена довольно редкая психологическая экспертиза. Ее выводы были категоричны: отец и сын представляют собой тандем лидеров двух типов - лидера-вдохновителя и лидера-организатора.
Они вовлекли в свой криминальный бизнес родную сестру отца, племянников, младшего сына главы семейства, брата его жены и других.
НЕ РАЗЖАЛОБИЛИ
В распоряжении следователя было множество показаний, изобличавших деятельность всех участников преступной группы. Но ее лидеры не сдавались: они наняли дорогих адвокатов, которые атаковали следствие многочисленными жалобами и ходатайствами, а сами постоянно жаловались на состояние здоровья, якобы препятствовавшее их содержанию под стражей.
На заседаниях суда один из организаторов преступной группы постоянно симулировал обморок, требовал вызова скорой помощи.
ТАКТИКА ГРОССМЕЙСТЕРА
Каждое из следственных действий с обвиняемыми, в особенности с лидерами преступной группы, было подобно шахматной партии. И надо было опережать «соперника» на два хода.
- Лидер преступной группы хотел добиться, чтобы его отпустили под залог, - приводит пример следователь. - В обеспечение своего ходатайства обвиняемый и его адвокат предлагали в качестве залога дом стоимостью свыше 20 млн рублей. Однако из-за отсутствия точной оценки данного домовладения судья отклонил ходатайство. Было ясно: в следующий раз, когда будет решаться вопрос о продлении срока, оценочную экспертизу успеют подготовить. Однако орган следствия наложил арест на этот дом, что позволило в последующем исключить его из числа предметов залога.
Каково было возмущение обвиняемого, когда он узнал, что следствие опередило его! Он так и остался под стражей до завершения расследования уголовного дела.
УЛИЧИЛИ СЕБЯ САМИ
Окончательно сопротивление лидеров преступной группы было сломлено доказательствами, которые они, можно сказать, сами передали в распоряжение следователя.
В ходе расследования Дмитрий Фролов кропотливо изучал обстоятельства всех 38 ДТП, которые инсценировали обвиняемые. Способ совершения преступлений не отличался разнообразием. Злоумышленники выбирали место на окраине города, где была самая низкая вероятность появления случайных свидетелей, и в темное время суток имитировали ДТП.
Перед мнимым столкновением автомобили «потерпевших» уже имели повреждения. К ним добавлялись дополнительные - локализованные, как правило, на днище машин. Это позволяло обвиняемым увеличить размер незаконного страхового возмещения. Когда на место происшествия приезжали сотрудники ГИБДД, злоумышленники делали вид, что друг с другом не знакомы.
- Организаторы преступной группы проявили расчетливость и дальновидность, - продолжает Дмитрий Фролов. - Среди их подельников были два эксперта независимых оценочных компаний и автоюрист.
В ходе расследования очередного эпизода мошенничества следователю неожиданно улыбнулась удача.
- Сумма ущерба была значительна, и обвиняемые усердно отрицали свою вину: мол, это было реальное ДТП, они его не инсценировали, - улыбается Дмитрий Фролов. - При осмотре одного из изъятых автомобилей я обнаружил видеорегистратор, а в нем - флеш-карту емкостью 32 Гб. И когда стал просматривать ее содержимое, от души рассмеялся: на ней имелись видеофайлы, доказывающие виновность в совершении вышеуказанного эпизода на сто процентов.
БЕЗ ТРИНАДЦАТИ СТО
Следственные действия пришлось проводить не только в Пензенской области, но и в Москве и Санкт-Петербурге, Саратовской и Липецкой областях, Мордовии.
В ходе расследования было проведено более 70 допросов свидетелей, назначено свыше 40 экспертиз. А уголовное дело составило 87 томов!
Недавно громкий судебный процесс начался. Его итогов ждет и следователь. Каким будет приговор, никто знать не может. Но в одном Дмитрий Фролов уверен: он сделал все от него зависящее, чтобы справедливость восторжествовала.
Сергей Поплевин
«Пензенская правда», № 16, 18 апреля 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024