Одного ребенка собрать в школу непросто. А если в семье три или четыре ученика?
ФОРМА БЕЗ ЛЬГОТ
Недавно к нам в редакцию позвонила мама единственных в Пензенской области близнецов-четверняшек Елена Чернышева. 1 сентября Арине, Насте, Артему и Даниле идти в первый класс. Женщина с грустью в голосе спросила: правда ли, что в Пензенской области отсутствует такая льгота, как возмещение расходов родителей на приобретение школьной формы?
Елена родом из Ульяновской области, и ее тамошние знакомые, попадающие в категорию многодетных и малообеспеченных, получают компенсацию из областного бюджета на покупку формы. Она обратилась в муниципалитет Кузнецка, но там, говорит, ей отказали.
Мы позвонили в Министерство социального развития Пензенской области. Нам ответили: действительно, такой меры социальной поддержки в регионе нет. Правда, накануне нового учебного года предприниматели и все добрые люди скидываются. И, что называется, всем миром помогают собирать в школу детей из малоимущих многодетных семей.
ПАПЕ КАРЛО ВСЕ СЛОЖНЕЕ
Сборы в школу с каждым годом обходятся родителям все дороже. Ощутимее всего выросли цены на школьную форму. К примеру, если три года назад за костюм на мальчика надо было отдать менее 4 тысяч рублей, то сейчас – около 5. Дополнительная пара брюк стоит около 1 800 рублей. Средняя стоимость рубашки в Пензе выросла с 450 до 600 рублей. Цена белой блузки для девочки вообще может доходить до 1,5 тысячи рублей. Самый скромный спортивный костюм — от 1 200 рублей.
Школьная обувь из натуральных материалов (ведь ребенку в ней надо проходить минимум полдня, если не остается на продленку) тоже подорожала процентов на 30 и стоит, если найдешь сезонные скидки, от 2 тысяч рублей пара. Прежними остались разве что цены на канцтовары. Тем не менее в среднем на мелочовку уйдет не менее 2 тысяч рублей и еще 1,5–3 тысячи - на ранец.
По нашим подсчетам, если несколько лет назад на подготовку ребенка к школе нужно было потратить минимум 12 тысяч рублей, то сейчас - не меньше 15 тысяч.
Поэтому родители стараются приобретать все необходимое постепенно, заблаговременно, а не «оптом».
УРОЖАЙ НА БЛИЗНЕЦОВ
Труднее всего тем, у кого первоклашки, ведь нужно закупать все с нуля. Ну а если в первый раз в первый класс идут сразу двое или трое ребятишек в семье - это вообще брешь в семейном бюджете.
А если четверо? Лене Чернышевой нужно разом вынуть из кошелька 60 тысяч рублей!
Отец четверняшек уже несколько лет финансово им не помогает, а пособие на детей для многодетных - 290 рэ на ребенка. Лена крутится как может, еще помогают родители-пенсионеры. И хотя мама-героиня не жалуется, в благотворительные фонды за помощью не обращается, но компенсация на форму точно не была бы лишней.
Кстати говоря, 2010 год, когда в нашей области родились четверняшки (а такое случается примерно раз в 50 лет), вообще оказался урожайным на близнецов. В 2010-м, согласно данным Фонда социального страхования РФ, больше всего близнецов в стране появились на свет именно в Пензенской области.
Вместе с Еленой в одной палате лежала жительница областного центра Юлия Паршикова, у которой родилась тройня. Мы недавно побывали у нее в гостях.
Юлия начала готовиться к первому классу еще год назад. Она вообще покупает зимнюю и осеннюю одежду для детей летом, во время скидок, а летнюю - зимой.
Школьную форму для сына и дочек пока не приобретали, но новые зимние сапоги, куртки (то есть все фундаментальное) в шкафах лежат. Уже купили стол-трансформер, сделанный на заказ. Он представляет собой длинное единое пространство, которое разбирается на три части, каждую из которых можно убрать.
У Юлии замечательный муж Евгений, опора семьи. Он работает на хлебозаводе, а сама она воспитатель в детском саду. Плюс помогают бабушки-дедушки с обеих сторон. И все равно, говорит, хотелось бы, как в Москве, где компенсация на приобретение школьной формы для многодетных составляет 5 тысяч рублей на одного ученика.
А ЕСЛИ ШЕСТЕРО?
В дни, когда этот материал готовился к печати, на прием к губернатору обратилась жительница Первомайского района, у которой шестеро детей. И хотя она приходила по поводу квартирного вопроса, но пожаловалась и на дороговизну сборов к школе. Для ее семьи эти траты просто непосильны. И так про себя могут сказать многие многодетные мамы. Пусть даже соцзащита поможет с канцтоварами и ранцами, а форма бережется и переходит от старшего к младшему. Но ведь на каждого ребенка нужно купить еще и набор тетрадей с печатной основой, без которых уже не обходится ни одна современная школа. А это в среднем около 2,5 тысячи за один комплект. Кто-нибудь вообще задумывался, почему тоненькая тетрадочка с заданиями и клеточками, в которые нужно вписывать готовые ответы, стоит как полноценная книга в твердом переплете?
Школьная форма не является обязательной, но, например, в Пензе 90 процентов учебных заведений ее ввели. И сделали это отчасти из-за ностальгии по Советскому Союзу, когда одинаковые платьица, фартучки и костюмы стирали имущественные и социальные различия между детьми. Но почему-то забылось, что в то время форма стоила копейки, ведь детские товары дотировались государством.
А сейчас все приходится покупать за полную стоимость.
В ШКОЛУ - СО СВОЕЙ ПАРТОЙ
Недавно в федеральных новостях показали, как президент страны Владимир Путин попенял губернатору Орловской области на то, что родители одной из местных школ пожаловались: им предложили купить к 1 сентября… парты в класс. Глава государства удивился: когда заставляют приобретать учебники, это уже нарушение. А тут парты!
Образовательное учреждение, конечно, не имеет права требовать покупки школьной обстановки, но на деле, «благодаря» инициативе отдельных обеспеченных активистов из родительских комитетов, такие групповые траты не редкость. Новые стулья - чтобы дети не рвали брюки и колготки о деревянные «занозы», новый линолеум - чтобы не спотыкались о торчащие лоскуты, новые шкафчики - чтобы школярам было где хранить папки с материалами по технологии и ИЗО. Родители должны понимать, что их не должны обязывать тратить деньги на такие вещи. И чиновники от образования все время об этом твердят.
Другой вопрос: мамы и папы хотят, чтобы в классе их детям было удобно, но муниципалитеты в бюджеты школ деньги на такие «излишества» обычно не закладывают.
Марьям Енгалычева
«Пензенская правда», № 32, 8 августа 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024