Сильный доказывает свое преимущество в открытом противостоянии. А слабый самоутверждается в схватке с теми, кого застал врасплох. Так было в казанской гимназии, где от рук психопата, возомнившего себя властелином мира, погибли девять человек, и в университете в Перми - там неадекватный студент расстрелял шестерых.
«Просочиться» за турникет
После каждой такой трагедии обращают пристальное внимание на пропускной режим. В большинстве школ его ужесточили. Но способны ли турникет и рамки металлодетекторов защитить детей от опасности?
Мы проехались по учебным заведениям, чтобы изучить ситуацию.
Колледж пищевых технологий обнесен забором. Идущая на занятия студентка открывает дверь своим ключом, похожим на домофонный, и пропускает незнакомца во двор. Правда, бдительный вахтер не преминул спросить, кто я и зачем мне нужно внутрь. Но разве сложно найти благовидный предлог?
Школа № 77 на Антонова. Меры безопасности здесь стараются соблюдать - главным образом из-за коронавируса. Родители провожают детей до крыльца. Внутрь взрослых пускают по особым случаям, записав в журнал паспортные данные. Тех, кто пробует «просочиться», разворачивают. А вот пройти на территорию школы можно спокойно: входы и выходы не запирают.
В лицее современных технологий управления № 2 вход посторонних в школу тоже ограничен. Ребенка можно проводить до турникета. Если родителям нужно встретиться с учителем, он выходит к ним.
В гимназии № 53 родителей не пускают не только в фойе, но даже за школьный забор. Нет ничего плохого в том, что на территорию ребята заходят одни (по карточкам). Но грустно наблюдать, как мамы и бабушки, встречающие младшеклассников после уроков, сиротливо стоят у калитки. Правда, если надо обсудить какие-то вопросы, учитель в назначенное время проведет родителей в класс.
В школе села Ленино Пензенского района контроль территории обеспечивается с помощью системы видеонаблюдения. Изображение с нескольких камер передается на мониторы на вахте. Если охранник заметит опасность, он вызовет полицию.
В филиале № 1 детского сада № 105 в Пензе нас на территорию (после расспросов по переговорному устройству) так и не пустили.
Что скажешь, молодцы! Посторонним, как говорится, вход воспрещен. Только проблема в том, что виновниками ЧП в учебных заведениях были вовсе не посторонние...
Устранять причины, а не пожар
Практика показывает: опасаться надо совсем не мам, пап и бабушек.
Член совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Станислав Климин высказал такое мнение:
- Улучшать меры безопасности в школах, несомненно, нужно, но они должны быть продуманными и адекватными. Сам по себе высокий забор ничего не решит. Если просто закрыть школу от посторонних, это не гарантирует, что подобные ситуации не повторятся: они возникнут внутри учебного заведения или сразу за забором.
Решить проблемы внутренние сложнее. Как снизить напряжение, которое испытывают молодые люди, чтобы оно не вылилось в криминал? Как улучшить микроклимат в учебном заведении? Здесь речь не только о сглаживании конфликтов.
Необходимо выстраивать систему ценностей, в которой главными будут человеческая жизнь, бережное отношение к окружающим и самому себе, уважение мнений других людей.
Система психологической помощи, существующая сегодня в школах, малоэффективна для решения таких проблем. Психологу в одиночку трудно что-то изменить в привитии учащимся позитивных взглядов на окружающих. Чаще всего он старается, образно выражаясь, потушить уже вспыхнувший пожар, а надо устранять причины возгорания.
Качество обучения, конечно, важно, но воспитание не менее значимо.
Воспитать Человека
Школа не должна походить на филиал системы исполнения наказаний, обнесенный колючей проволокой. Чем сильнее контроль, тем больше азарта обойти запреты появляется у шутеров (стрелков).
Психолог-консультант областной психиатрической больницы имени К. Р. Евграфова Сергей Соколов говорит:
- Если школы превратятся в неприступные крепости, то шутеры могут пойти на детские площадки, в кинотеатры, на стадионы, в любые другие места, где много людей. Так агрессию подростков с оружием не остановить.
Проблему нужно решать, работая с причинами. Перед школьными психологами ставятся новые задачи: усилить диагностику, увеличить охват детей психологическими обследованиями. Но уже ясно, что нужны перемены системные.
Процесс формирования личности сложен. Сергей Соколов считает, что вычислить молодого человека, который испытывает ненависть ко всему миру, психологу очень сложно.
- Одиночка прячется за маской благополучного ребенка и вынашивает тайную мечту повелевать миром. Нельзя проникнуть в его мысли. За подростковой агрессией прячутся неуверенность в завтрашнем дне и безысходность. Прежде всего надо лечить детские души.
Сейчас поколение, сформировавшееся в лихие 90-е, воспитывает детей-подростков. Увы, у многих родителей нет навыка передачи семейных ценностей, нет желания заниматься детьми, поэтому они стремятся переложить эту важную роль на школу и общество.
- А школа из центра социокультурного воспитания превратилась в учреждение, успех которого измеряется показателями сдачи ЕГЭ, - вздыхает Соколов. - Великий Макаренко говорил, что важно воспитать Человека! А уж кем он будет - инженером или колхозником, - не важно. К сожалению, сегодня задача воспитать достойных граждан практически ушла из современной школы. Отсюда и беды наших дней.
Очевидно, что семья и школа должны вновь действовать сообща, в атмосфере доброжелательности и любви к ребенку. Это легко сказать, но трудно воплотить в жизнь. Однако иного пути нет: на кону - жизни детей!
Сергей Разведкин
«Пензенская правда», 17 октября 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024