Чем закончились истории пензенцев, пострадавших от врачебных ошибок

УБИЙСТВЕННЫЙ ПЕРЕЛОМ

Еще лет 10 назад новости о врачебных ошибках были большой редкостью. Сейчас они уже никого не удивляют. Значит ли это, что с нашей медициной все стало плохо? Наверное, нет. Но люди не могут смириться с тем, что система здравоохранения, оснащенная современнейшей техникой, имеющая мощный арсенал лекарств, все равно не смогла помочь их близким. И пытаются докопаться до причин.

Мы изучили судебные дела за последние несколько лет и обратили внимание на то, что во многих случаях причиной ошибки становился человеческий фактор. Многим памятен громкий приговор 2020 года.

В суд обратилась мать, у которой умер шестилетний ребенок. Смерть мальчика наступила после… перелома руки. Семья обратилась за медицинской помощью в травмпункт при областной детской больнице. Там малышу наложили гипсовый лонгет и отпустили домой. Однако рука продолжала болеть, у ребенка поднялась температура. Мальчика снова привезли показать врачу. Тот снял лонгет, осмотрел руку, заметил, что она отекла, но, не заподозрив ничего страшного, опять наложил гипс.

Вскоре малыша доставили в больницу в тяжелом состоянии. После перелома развились осложнения, которые медики вовремя не заметили. А длительное сдавливание мягких тканей вызвало интоксикацию. Мальчик умер.

Травматолога приговорили к полутора годам ограничения свободы и на два года лишили его права заниматься врачебной деятельностью.

Ленинский районный суд обязал больницу выплатить компенсацию морального вреда в размере 1 млн 200 тысяч рублей. Мать мальчика подала апелляцию. Решением Пензенского областного суда размер компенсации увеличен до 2 миллионов рублей.

ПЯТНА НА РЕПУТАЦИИ

В другой семье едва не потеряли малыша тоже из-за невнимательности доктора. Это случилось в Никольском районе. Двухлетний ребенок заболел - у него поднялась температура, на теле появились синюшные пятна. Родители вызвали на дом педиатра. Тот, не обратив внимания на синяки, поставил диагноз «острый бронхит». Назначил анализ крови. Уровень тромбоцитов оказался понижен, но врача это не насторожило.

Через некоторое время мальчику стало лучше и его выписали как выздоровевшего. Но вскоре температура вновь поползла вверх. На этот раз тот же врач написал в карте «острый трахеит». Зловещие пятна на теле снова остались без внимания.

Ребенок слабел, анализы крови становились все хуже. И только тогда был заподозрен острый лейкоз. На скорой малыша привезли в онкодиспансер, где диагноз подтвердился.

Мама посчитала, что ее сын пострадал из-за того, что постановка правильного диагноза сильно затянулась. В больнице пытались сослаться на то, что тяжесть состояния была обусловлена самой болезнью. Тем не менее суд первой инстанции постановил взыскать с лечебного учреждения компенсацию морального вреда - 200 тысяч рублей. Больница подала апелляционную жалобу, но областной суд оставил ее без удовлетворения. Решение вступило в законную силу в 2019 году.

А вот еще одна история, тоже связанная с неоказанием должной медпомощи ребенку.

11-месячный младенец был доставлен в инфекционное отделение одной из районных больниц в тяжелом состоянии. У него развивался гиповолемический шок (такое происходит от острого обезвоживания организма). Но врач недооценил опасность для жизни, не провел должного обследования, не скорректировал лечение. На следующий день малыш скончался.

Приговором суда за причинение смерти по неосторожности врача приговорили к полутора годам ограничения свободы. Кроме того, суд обязал больницу выплатить убитой горем матери 500 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда.

Самая большая выплата за моральный ущерб - 3 миллиона рублей - в регионе была назначена судом опять же за смерть ребенка. В областную детскую больницу доставили трехлетнего мальчика с серьезной хирургической патологией. Однако болезнь не диагностировали вовремя, упустили драгоценное время, и маленький пациент погиб.

Несомненно, сложные случаи бывают в практике каждого врача. Случается, что медики бессильны. Но фраза «сделано все возможное» с вышеуказанными фактами как-то совсем не монтируется...

ГДЕ ПРОХОДИТ ТА ТОНКАЯ ГРАНЬ?

В то же время по судебным делам прослеживается и другая тенденция. Врачи могут оказаться заложниками системы, даже когда практически не имеют возможности повлиять на судьбу пациентов.

Так, жительница Пензы обратилась в суд с иском после того, как ее муж скончался от инфаркта. В четыре часа утра она вызвала скорую, так как супруг почувствовал себя плохо. Жжение в груди, онемение левой руки, холодный пот - классические симптомы сердечной катастрофы.

Скорая доставила пациента в клиническую больницу № 6, но медики ему помочь не смогли - тот скончался в приемном покое. И хотя суд не установил прямой связи между действиями медиков и смертью больного, в условиях транспортировки и в работе приемного покоя обнаружились нарушения в стандартах оказания медпомощи. С областной станции скорой помощи и с больницы решено взыскать в пользу истицы по 100 тысяч рублей.

Похожий случай произошел в больнице № 5. Там погибла пациентка, находившаяся на стационарном лечении в отделении кардиологии. Медики не успели толком ее обследовать, состояние больной ухудшилось, она скончалась. И хотя прямой вины докторов в этом эксперты не усмотрели, нарушения стандартов выявились, сын добился компенсации морального ущерба в размере 120 тысяч рублей.

Потеря близкого человека - трагедия. Возмущение родных понятно. Но ведь и врачи не боги.

Еще один случай и вовсе показался странным. Жительница Пензы подала на медиков в суд, потому что… испытала боль при проведении маммографии в горбольнице № 1. Напомним, при этом обследовании грудь фиксируется между пластинами аппарата, после чего делается снимок. Процедуру приятной не назовешь, но и резко болезненных ощущений нет. Тем не менее женщина, ссылаясь на физические страдания, просила взыскать с больницы компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей. В удовлетворении иска было отказано.

Так мы дойдем до того, что будем жаловаться на медиков за то, что больно взяли кровь из пальца.

За свои права, несомненно, нужно бороться. Качество медпомощи не всегда на высоте, а необходимых обследований можно не успеть дождаться. Не случайно же в Пензе так расплодились платные центры, где хотя бы за деньги можно пройти процедуры и получить анализы быстрее, чем в бюджетной поликлинике.

Но при этом нельзя забывать, что медицина - это все-таки про помощь, а не про сферу услуг. Если судиться с врачами из-за каждой мелочи, никто не захочет идти в эту профессию.

ЦИФРЫ

В Пензенской области, как и в России в целом, отдельной статистики по врачебным ошибкам не ведется. В то же время в Минздраве РФ в 2020 году озвучили такие цифры: по приблизительным подсчетам, ежегодно из-за ошибок и непрофессионализма врачей в РФ страдает около 70 тысяч человек.

По данным Следственного комитета России, больше всего претензий к медицине люди предъявляют из-за ненадлежащей постановки диагноза и нарушений при проведении лечебных мероприятий. Еще одна проблема - отсутствие доступа к необходимым медпроцедурам. На третьем месте - отсутствие госпитализации при том, что имеются прямые показания к ней.

Алиса Ряднова

«Пензенская правда», № 2, 2022 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

1 февраля 2022, 14:53

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024