Пензенский «Вираж» был крутым, но съехал с маршрута

«Когда будут гонки?» - этот вопрос звучит часто. Люди помнят, как ходили на автодром «Вираж»: зимой, несмотря на мороз и ветер, часами с замиранием сердца следили за соревнованиями на ледовом треке, летом под палящим солнцем наблюдали за чемпионатом России по ралли-кроссу.

Зрелищные гонки всегда привлекают людей. Детям нравятся яркие и быстрые машины, среди которых они выбирают красную или желтую, чтобы болеть за нее. Отцы азартно обсуждают технические характеристики автомобилей, навыки гонщиков. В конце восьмидесятых - начале девяностых посмотреть заезды собирались тысячи зрителей.

За последнее время все изменилось: летние соревнования прекратились, а зимние проводятся не каждый год.

На днях я решил заехать на автодром «Вираж» и прокатиться по трассе, чтобы посмотреть, в каком она состоянии. Дело оказалось гиблым: остановился на въезде - дальше дороги не было для моего седана.

Выбравшись из машины и оглядевшись, я убедился, что все печально. Местами автодром сможет распознать лишь опытный человек: грунтовая часть заросла травой и кустарником, асфальтовый отрезок в лучшем состоянии, но и здесь покрытие растрескалось и в щели пробивается растительность.

Поднявшись по мотоциклетной трассе на холм (да-да, то, что мы привыкли считать местом для зрителей - это трасса для мотокросса), увидел, что в целом очертания овала для зимних гонок и трассы для ралли-кросса угадываются, но их исчезновение - дело ближайшего времени...

КТО ЗАМОЛВИТ СЛОВО?

В 2019 году о «Вираже» вспоминали на одном из оперативных совещаний в правительстве области, говорили, что нужно чаще проводить соревнования. Но дальше разговоров дело не пошло.

КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ СЕЙЧАС?

Чтобы выяснить судьбу некогда известного на всю страну автодрома, где проходили этапы крупнейших национальных чемпионатов и тренировались прославленные пензенские гонщики, я обратился в Министерство архитектуры и градостроительства Пензенской области. Специалисты ведомства уточнили информацию и рассказали, что территория «Виража» значится как спортивный объект и находится в распоряжении городской администрации.

В мэрии затруднились что-то сказать о перспективах развития автодрома. В городском спорткомитете сообщили, что «Вираж» предоставляется Федерации автомобильного спорта Пензенской области, которая регулярно проводит на данной территории зимние трековые гонки.

- Администрация города Пензы оказывает содействие в подготовке трассы и организации мероприятий, - добавили в пресс-службе мэрии.

Таким образом, получается, что вся работа на автодроме свелась к формированию из снега овала для проведения зимних гонок. В остальное время это просто заброшенная территория, за состоянием которой никто не следит.

ПРОЩАЙ, «ВИРАЖ»?

Александр Цыганов, руководитель Федерации автомобильного спорта Пензенской области, подробно рассказал о проблемах, которые мешают проведению гонок не только на «Вираже», но и вообще.

Организация готова устраивать настоящее зрелище и приглашать именитых пилотов, но для этого нужна полноценная площадка. А «Вираж» не соответствует тем требованиям, которые на сегодняшний день предъявляются к автодромам. Сама же федерация автоспорта не может создавать новые и приводить в порядок имеющиеся площадки - нет средств на это.

- Когда была построена трасса, гонки были популярны. Посмотреть заезды приходили десятки тысяч зрителей. Но тогда были иные времена и иные правила, - со вздохом констатировал руководитель ФАСПО.

Да, и сегодня надо проводить соревнования всероссийского уровня, чтобы вернуть интерес горожан и былую славу нашего автоспорта.

- У нас есть организаторы, судьи, гонщики, но сама трасса - это не просто дорожка на пустыре. Здесь должна быть инфраструктура, - говорит Александр.

При этом он отмечает, что реконструировать имеющийся в Пензе автодром вряд ли получится. Проблема не только в разрухе, но и в том, что частный сектор на сегодняшний день слишком близко расположен к трассе.

- В итоге мы не только не пройдем по требованиям РАФ, но и получим море негатива от местных жителей, которые начнут жаловаться на шум во время гонок, тестовых заездов и тренировок, - поясняет Цыганов.

ЕСТЬ ИДЕЯ!

Руководитель федерации автоспорта региона предлагает интересное решение проблемы.

- Огромное же пространство простаивает. Почему здесь не сделать парк? Можно облагородить водоем, который есть на территории, поставить спортивные площадки и сделать дорожки достаточной ширины, чтобы на них время от времени можно было проводить гонки, - делится идеей Александр Цыганов. - Такая практика существует во многих странах. Весь год это зона отдыха, но время от времени ее обустраивают для проведения заездов.

Безусловно, мысль здравая, и в процессе общения с министерством градостроительства и городской администрацией я интересовался, не планируется ли перепрофилирование и приведение в порядок этой территории. Однако оба ведомства сообщили, что информации о планах по реконструкции «Виража» нет.

Судя по всему, перспективы у автодрома туманные. В регионе сейчас строится много спортивных объектов. Рассчитывать на проведение гонок теперь мы можем только зимой, и то при условии стечения целого ряда обстоятельств: возможностей городских властей, федерации автоспорта области и наличия должного количества снега для постройки трека.

НАША СПРАВКА

Автодром в Пензе был открыт в 1986 году по инициативе секретаря обкома КПСС Георга Васильевича Мясникова. Изначально на автодроме существовало три трассы: для мотокросса, трековых гонок и ралли (самая первая в России). Здесь проводились соревнования самого разного уровня - от первенства спортклубов до чемпионатов страны.

Михаил Инюшкин

«Пензенская правда», 14 октября 2022 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

18 октября 2022, 14:51

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024