На общественных началах.
Как это бывает у журналистов. Ты слышал новость: «Пашков - советник губернатора».
Звоню ответственным чиновникам. Спрашиваю, что они могут сказать мне по поводу такого слуха.
Отвечают: «Копии распоряжения не видели».
То есть две версии могут быть.
Первая: и вправду назначен, но документ о назначении засекречен. Очень маловероятно. В любом случае новость просочилась бы.
Вторая: получил статус советника, т. е. корочки, в коих написано, что Пашков Александр Владимирович - советник губернатора Пензенской области на общественных началах. При этом слова «на общественных началах» написаны некрупно, чтобы не сразу можно было прочитать на фоне слов «советник губернатора»!
Кстати, несколько лет назад подобное удостоверение было у Сергея Жулябина, самого популярного предпринимателя Пензы последнего десятилетия по версии конкурса «Предприниматель года».
Впрочем, статус советника губернатора Александр Пашков способен исполнять безо всякого документа. Просто потому, что так захотел губернатор Василий Бочкарев.
А Пашков относится к числу тех людей, кто схватывает пожелание царя как свое и очень быстро.
Слух о том, что Александр Пашков замирился с губернатором, поступил в «Улицу Московскую» накануне Нового года. Он сопровождался предупреждением: дескать, мало кто знает об этом, да и трудно поверить в это, так что придержите эту новость до лучших времен. То есть до того момента, когда тайное станет явным.
«УМ» предприняла после выхода Пашкова на свободу две попытки установить с ним контакт и получить интервью о жизни в условиях несвободы. Но оба раза мы получили отказ.
В первом случае, по словам нашего посредника, Пашков сказал, что политикой впредь заниматься не намерен, поедет в Москву и займется там бизнесом.
Во втором случае папа Александра Пашкова Владимир Иванович Пашков ответил, что его отцовская позиция такова: сын пошел в политику - совершил ошибку, больше ошибок совершать его сыну не надо, поэтому он будет против того, чтобы Александр давал «УМ» интервью.
Все ясно и понятно.
Молодой, крепкий, полный сил и энергии, можно сказать, пассионарий на Пензенской земле, Александр Пашков, впереди у которого еще четверть века полноценной жизни, отказывается от участия в политике и общественной жизни потому, что однажды неудачно упал.
Он, наверное, не знает поговорки: «Силен не тот, кто не упал, а тот, кто падал и вставал».
Хотя есть и другая поговорка, которая подходит к его случаю: «Бери ношу по себе, чтобы не падать при ходьбе».
Из уважения к суровому прошлому Александра Пашкова (это ведь не сахар - получить срок в восемь лет просто за неправильное поведение, несмотря на то, что выполнил условие договоренности - вернул собственность туда, где ее взял; отсидеть честно четыре года и выйти по УДО) «УМ» не стала форсировать сбор информации о том, чем на самом деле занимается Александр Пашков.
В конце концов, Пенза - город круглый, информация сама собой притечет туда, где ей надо быть. Она и притекла.
По сведениям «УМ», неподтвержденным, конечно, но очень похожим на правду, после выхода на свободу Александр Пашков навестил губернатора Бочкарева и проговорил с ним условия своей дальнейшей жизни в Пензе и за ее пределами, т. е. в Москве. В том числе Пашков получил будто бы дозволение губернатора заниматься бизнесом в тех сферах, в которых он компетентен более всего.
Скорее всего, это сферы посредничества. Например, некоему пензенскому предприятию по производству дверей нужен масштабный рынок сбыта, а у Пашкова хорошие завязки с крупной столичной девелоперской компанией.
Ну так ясное дело, что Пашкову будет предпочтительно взять это пензенское предприятие под свой контроль. Вопрос в условиях, формах и сроках.
Накануне Нового года губернатор представил своего бывшего фаворита персоналу представительства Пензенской области при Правительстве РФ в Москве и будто бы рекомендовал помогать Пашкову во всех вопросах, которые его будут интересовать.
По сведениям из представительства, по истечении этого месяца персонал там слегка возбужден от того напора, с каким Пашков формулирует свои запросы и предлагает свои проекты. Они уже и не знают, кто там на самом деле руководит представительством.
Есть версия, что, получив статус советника губернатора на общественных началах, Пашков по существу превратился в руководителя представительства в Москве. Ведь на самом деле лидеры власть не получают, они ее берут сами.
По версии одного из читателей «УМ» у Пашкова достаточно энергии, чтобы установить контроль над властью, пусть даже поначалу на ограниченной территории.
По мнению «УМ», если Пашков и установил контроль над представительством Пензенской области в Москве, то это пока не власть, это всего лишь управленческий ресурс.
Чтобы установить контроль над властью, ему нужно пройти испытание выборами. А для этого ему придется заручиться поддержкой большинства участников региональной деловой и чиновничьей элиты.
И это уже другой уровень и формат реализации властных амбиций. На это у Пашкова пока мощи не хватит.
Возможно, Александр Пашков думает, что формат подковерных игр, в коих он не участвовал вот уже четыре года, ему по силам сегодня. Между тем подковерные игры вокруг губернатора и при его участии стали за эти четыре года столь многослойными и многоходовыми, что «УМ» сомневается в возможностях Александра Пашкова выйти из этих игр победителем.
Версия «УМ» такова: любая подковерная игра укатает Пашкова в трубочку или завернет его в ковер. В результате его шансы на возвращение в политику точно окажутся эфемерными и будут равны нулю.
Единственный шанс для Пашкова вернуть себе былую популярность и получить шанс на реабилитацию среди делового сообщества и чиновничьей элиты - это сфера публичной деятельности.
И начать стоило бы с рассказа о том, на что он потратил четыре года в условиях несвободы. Какие фильмы смотрел? Какие книги прочитал?
Как это повлияло на его личность?
Как пересмотрел свои взгляды на жизнь? На друзей? От чего отказался? В чем укрепился?
При удачном стечении обстоятельств (честно обо всем рассказал, а если и соврал, то глазом не моргнул) такая исповедь могла бы стать основой для реабилитации Александра Пашкова в общественном мнении. - Ну а отсюда можно идти и к новой карьере в сфере публичной политики. Иного не дано.
Наивно рассчитывать на то, что президент назначит человека, получившего реальный срок и отсидевшего половину, на пост губернатора.
А вот приобрести популярность среди избирателей, заручиться поддержкой местных бизнес-групп, нейтрализовать конкурентов и на этой волне пройти в губернаторы шанс есть и у Пашкова. Если не на ближайших выборах, то на следующих это весьма вероятно.
При условии, если поколение Пашкова - Чернова - Жулябина, представленное в местном бизнесе, не найдет более адекватную и перспективную фигуру. Ну а после 2025 г. шансов у Пашкова уже не будет.
Время на самом деле бежит быстро. В апреле исполнится 15 лет губернаторства Бочкарева в Пензе. А ведь выборы 14 апреля 1998 г. были как будто вчера. И последующие 15 лет пролетят очень быстро.
Поэтому всем нам стоит подумать над тем, кто станет преемником Бочкарева на посту губернатора.
Пока на роль ближайшего преемника более других подходит неагрессивный Иван Белозерцев. Но через пять лет в условиях стабильности его может заменить и агрессивный Пашков.
Если же случится кризис, то Белозерцев будет вынужден призвать агрессивного Пашкова на роль премьера едва ли не в первый или второй год своего губернаторства. Тогда движение Пашкова к роли преемника Белозерцева - это просто судьба, это та предопределенность, от которой ему не уйти.
Разве только по-новой на несвободу.
Валентин Мануйлов
«Улица Московская», № 4, 8 февраля 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024