Такой комментарий появился 24 сентября на сайте информационного агентства «ПензаИнформ» через 43 минуты после того, как Октябрьский районный суд г. Пензы в лице судьи Сергея Прошкина признал Олега Тоцкого виновным в совершении ДТП и отправил его на два года в колонию-поселение.
Приговор Сергея Прошкина вызвал состояние легкого шока и недоумения практически у всех, кто присутствовал в зале суда. А там находилось порядка 20 человек, большинство из которых - журналисты.
Судя по всему, с вердиктом не согласился даже государственный обвинитель Карен Барсегян: он просил для Олега Тоцкого более мягкого наказания в виде трех лет лишения свободы условно.
Разумеется, приговор не устроил Олега Тоцкого: он по-прежнему считает себя невиновным в совершении данного ДТП, называет приговор «политическим» и намерен добиваться правды через Верховный Суд РФ.
Мать погибшего мотоциклиста Марата Шарипова заявила, что Тоцкий получил по заслугам и должен теперь отсидеть. Впрочем, с приговором суда она также не согласилась. По ее мнению, Тоцкий заплатил слишком мало денег за погибшего сына. В связи с этим родители планируют взыскать с Тоцкого еще 8 млн 950 тыс. руб.
ДТП ГЛАЗАМИ СВИДЕТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ
Олега Тоцкого осудили за то, что он, выполняя разворот на своем автомобиле «Линкольн-Навигатор», не заметил мотоцикла, который, по утверждению многочисленных свидетелей, мчался с явным превышением скорости по ночному пр-ту Победы.
По утверждению свидетеля Игоря Санюка, за несколько секунд до аварии мотоцикл без регистрационных знаков и задних габаритных огней обогнал его машину в районе развлекательного центра «Квадрат» на скорости примерно 170 км/ч и «точкой ушел вперед».
Из показаний других свидетелей следует, что через несколько секунд мотоцикл уже находился на путепроводе, в районе ЦНТИ. Он на высокой скорости, с сильным ревом двигателя обогнал движущийся поток автомобилей.
По утверждению водителей, он обгонял их справа и слева, перестраиваясь из одной полосы в другую. После чего занял крайнюю левую полосу и с набором скорости ушел в сторону памятника Победы.
«Он проехал мимо нас в один миг», «опередил и вскоре скрылся из поля зрения», «неожиданно, на очень высокой скорости», «как пролетел - у меня аж кабина затряслась, представляете? От воздуха».
Как пояснил впоследствии выживший пассажир мотоцикла Руслан Яхин, они с двоюродным братом хотели покататься по центру города: их ждали друзья на ул. Московской.
В то же самое время к перекрестку у поворота на «Тяжпром» приблизился черный внедорожник «Линкольн-Навигатор» под управлением Олега Тоцкого.
Водитель Тоцкий возвращался из бассейна спорткомплекса «Горизонт», на заднем сиденье его автомобиля находилась 8-летняя дочь. Как пояснил в судебном заседании Олег Тоцкий, он ездит аккуратно, особенно когда в салоне находятся дети.
«Линкольн-Навигатор» занял крайнюю левую полосу и дождался зеленого сигнала светофора. Затем проехал чуть вперед, встал под углом 20 градусов к разделительной полосе, пропустил ВАЗ-2106 белого цвета и приготовился к маневру разворота.
Перед тем как осуществить маневр разворота, водитель Тоцкий посмотрел направо, в сторону путепровода. Часы показывали 21:40, на улице было темно.
В связи с темным временем суток водитель Тоцкий физически не мог определить, какие именно транспортные средства движутся на него из темноты и с какой скоростью. Он видел всего лишь свет фар потока встречных машин, который находился вдалеке, еще на путепроводе.
Тоцкий, к сожалению, не знал, что внутри этого потока на скорости примерно 170 км/ч, перестраиваясь из одной полосы в другую, несется мотоцикл.
Из судебного допроса Олега Тоцкого от 1 сентября 2014 г.:
«Судья Сергей Прошкин: «То есть вы утверждаете, что на значительном расстоянии, не менее 200 метров, вы увидели группу фар автомашин, которые движутся во встречном направлении? Точно мотоцикла вы не видели, но предполагаете, что он среди них где-то прятался?»
Подсудимый Олег Тоцкий: «Если он в меня врезался, значит, где-то он там находился. Но я не знаю, с какой стороны он потом выехал. Конкретно самого мотоцикла я не видел».
Адвокат Бравичев (представитель потерпевшего Яхина): «Вы сказали, что примерно 200 м. А почему именно 200 м? Почему не 250, 300, 500, 600 м? Это ваше субъективное мнение?».
Подсудимый Олег Тоцкий: «У меня профессиональное образование: я промышленный и гражданский инженер-строитель. Я занимаюсь строительством всю свою сознательную жизнь, сам лично построил много крупных объектов, и мой ориентир... Я оцениваю расстояния как маленькие, так и большие, с ошибкой в несколько процентов...».
Судья Сергей Прошкин: «То есть для вас это была полная неожиданность, поскольку вы не рассчитывали, что кто-то оттуда может прилететь в этой ситуации?».
Подсудимый Олег Тоцкий: «Их не видно было. Вы поймите, ведь любое транспортное средство... Конечно, очень трудно определить скорость приближающегося света. Но при этом если бы я увидел, что в меня кто-то движется, то, конечно, я бы встал, ручки поднял и сказал: да пролетайте, ради бога, не надо ничего. Тем более у меня на заднем сиденье находилась моя дочь. Я совсем ненормальный, что ли, ваша честь, рисковать, здоровьем и безопасностью дочери? В темное время суток просто нереально было предположить его скорость».
Показания Олега Тоцкого полностью совпадают с показаниями главного свидетеля ДТП Антона Белугина, который в момент столкновения находился на остановке общественного транспорта «Пензтяжпромарматура».
Свидетель Белугин утверждает, что в тот момент, когда черный «Линкольн-Навигатор» приступил к маневру разворота, свет потока встречного автотранспорта находился в районе путепровода, за 200 м от перекрестка: «Свет вдалеке был. Но непосредственно, где авария была, никаких машин не было».
К тем же самым выводам пришли эксперты-криминалисты, которые в апреле 2013 г. проводили следственный эксперимент на месте аварии. По их заключению, в момент начала маневра разворота автомобиля «Линкольн-Навигатор» мотоцикл под управлением Марата Шарипова находился на путепроводе, за 200 м до перекрестка.
МЫСЛИ ИЗ-ЗА РУЛЯ
На момент аварии водительский стаж Олега Тоцкого превышал 30 лет.
Автомобиль «Линкольн-Навигатор» был приобретен им в 2007 г. Тоцкий на нем часто ездил, у внедорожника высокая посадка и очень хороший обзор. По словам Тоцкого, «как с вышки видно, поэтому очень хорошо ориентируешься в ситуации, которая происходит на дороге. Сразу видно, кто едет и как едет».
В течение 15 лет Олег Тоцкий минимум два раза в неделю разворачивался на данном перекрестке, когда возвращался из бассейна домой.
По его опыту, при выполнении маневра разворота критическим расстоянием до встречного транспорта являются 50-60 м. Впрочем, в условиях города бывают ситуации, когда автомобиль совершает разворот за 10-15 м до потока, и при этом никому не создает помех.
Здесь же до потока встречного автотранспорта было порядка 200 м. Исходя из такого запаса расстояния, водитель Тоцкий вывернул руль влево и нажал на педаль газа.
СЕКУНДЫ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ ЖИЗНЬ
По данным следственного эксперимента, маневр разворота Олега Тоцкого занял от четырех до шести секунд.
По роковому стечению обстоятельств именно в эти секунды мотоцикл под управлением Марата Шарипова стремительно приблизился к перекрестку. По словам находившихся там свидетелей, сначала его услышали и только потом, в самый последний момент, увидели.
По словам главного свидетеля ДТП Антона Белугииа, «мотоцикл двигался очень быстро», «был слышен сильный рев двигателя», «скорость движения вышеуказанного мотоцикла непосредственно перед столкновением составляла не менее 100 км/ч, поскольку от моста до места столкновения он доехал за считанные секунды», «экстренное торможение водитель данного мотоцикла применил всего лишь за 10 м до столкновения», «оттормозился в самый последний момент».
По словам Александра Грунина, который в момент аварии покупал шашлык в кафе «Эльф», «сначала я услышал рев мотоцикла, а потом звук удара. Этот мотоцикл ехал быстро. Явно не 30 и не 40 км/ч. Он ехал за 80 км/ч. Может, больше».
Для того чтобы понять, видел Олег Тоцкий приближающийся мотоцикл или нет, в рамках судебных слушаний был допрошен водитель такси Евгений Филимошкин, который перед аварией двигался позади автомобиля Олега Тоцкого.
Стенограмма судебного заседания от 19 августа 2014 г.:
«Свидетель Евгений Филимошкин: «Когда светофор сменился на зеленый, джип поехал налево, а я поехал прямо... И в этот момент я услышал удар. Обернулся в левую сторону, смотрю: стоит джип, и мотоцикл в него врезался... Я увидел, как у мотоцикла приподнято заднее колесои человек летит, ударяется головой об верхнюю часть машины, в район двери, и падает рядом».
Судья Сергей Прошкин: «Подождите. Поясните, а мотоцикл, наверное, не с неба свалился? Вы его видели?»
Свидетель Евгений Филимошкин: «Если честно, я его не видел».
Судья Сергей Прошкин: «Почему? Как вы можете это объяснить? Он ехал навстречу?».
Свидетель Евгений Филимошкин: «Да, он ехал навстречу. Но я не видел его...».
Судья Сергей Прошкин: «Может, вы слышали звук мотоцикла?»
Свидетель Евгений Филимошкин: «Не слышал. Не обратил внимания...».
Адвокат Бравичев (представитель потерпевшего Яхина): «Навстречу вам какие-то машины двигались? Видели?»
Свидетель Евгений Филимошкин: «Да, там вдалеке были машины... Приблизительно там, где мост заканчивается. Примерно 250-300 м».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «Правильно я понимаю, что, когда Тоцкий начал совершать маневр разворота, на светофоре во встречном вам направлении машин не было?».
Филимошкин: «Насколько я помню, не было. Ближайшая группа машин находилась в конце моста, в районе 250-300 м».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «А сколько было машин?».
Свидетель Евгений Филимошкин: «Не менее трех».
Из показаний Филимошкина явно следует, что он так же, как и Олег Тоцкий, видел свет фар транспортного потока примерно за 200 м до перекрестка.
При этом водитель Филимошкин физически не смог увидеть, как из этого потока неожиданно вынырнул мотоцикл и стремительно приблизился к разворачивающемуся внедорожнику: он обратил на него внимание только после удара.
«УМ» полагает, что любой из читателей сможет представить сейчас ту ситуацию, в которой оказался водитель Олег Тоцкий в момент ДТП.
Из судебного допроса Олега Тоцкого от 1 сентября 2014 г.:
«Сам удар, который произошел, - это был как взрыв гранаты внутри салона. Это был очень резкий, очень неожиданный и громкий звук, которого я испугался. Сработали подушки безопасности, моя малолетняя дочь начала кричать.
Сначала я не понял, что произошло. Я еще подумал, что кто-то, отъезжая от ул. Овощной без света, въехал в мой автомобиль. Почему я так подумал? Потому что посмотрел в сторону путепровода и увидел, что группа автомобилей все еще находится на расстоянии порядка 100 метров.
Не осознавая, что произошло, я проехал на моем автомобиле порядка трех метров и выровнялся на первой полосе, так как я побоялся, что в меня въедут автомобили, которые двигаются по проспекту от путепровода.
Я остановился и сразу вынул ребенка из автомобиля, так как я боялся взрыва автомобиля. Потом начал искать глазами, кто в меня врезался. Сначала я искал машину. А потом смотрю ниже: лежит мотоцикл и два парня. Для меня это был полный шок.
Они были уже в конвульсиях. Я увел ребенка в машину, чтобы он этого не видел, и вернулся, чтобы оказать помощь. Там уже стояли двое ребят над пострадавшими и смотрели на них. У них отовсюду лилась кровь. Везде от мотоцикла и в сторону поворота на «Тяжпром» находились мелкие разбитые стекла».
ПОЗИЦИЯ ПОТЕРПЕВШИХ
На самом деле трудно понять, кто в этом ДТП является потерпевшим.
С одной стороны, это погибший мотоциклист Марат Шарипов и его пострадавший двоюродный брат Руслан Яхин.
С другой стороны, Олега Тоцкого и его 8-летнюю дочь также можно считать потерпевшими. Впрочем, они ехали в дорогом внедорожнике из толстого металла, который принял на себя всю силу удара. Поэтому никто из них не погиб, и Тоцкий оказался на скамье подсудимых.
В обвинительном заключении список травм, которые погибший мотоциклист получил в результате удара, занимает порядка трех страниц.
По словам защитников Олега Тоцкого, одно только это может свидетельствовать о высокой скорости мотоцикла.
Рама самого мотоцикла сломалась в 10 местах. От удара у него деформировалось практически все, вплоть до подножки для пассажира и штанов глушителя.
Компьютерное исследование пострадавшего внедорожника на современном стапеле станции «Тойота-Центр» показало, что в результате удара рама внедорожника, усиленная стальными швеллерами, ушла на пять сантиметров вбок. У автомобиля повело крышу, а переднюю правую дверь пробило насквозь. То есть мотоцикл влетел в машину, словно пуля. Или словно снаряд.
По мнению эксперта Людмилы Оськиной, допрошенной в суде, этот удар представлял большую опасность жизням водителя и ребенка. Дескать, находись они в обыкновенном седане, трупов было бы больше.
Впрочем, родственники и адвокат погибшего мотоциклиста утверждают, что Марат Шарипов двигался на приемлемой для города скорости. Да и сам мотоцикл, по их словам, был старый, 1995 года выпуска. Такой мотоцикл, по их мнению, не мог развить большую скорость.
А показания свидетелей, которых он обогнал за несколько секунд до катастрофы, - это всего лишь оценочные суждения. Дескать, никто его на радар не засек.
Пожалуй, единственным, кто может назвать истинную скорость мотоцикла перед аварией, является выживший пассажир Руслан Яхин. Однако он является двоюродным братом погибшего мотоциклиста и на суде заявил: «Не могу вспомнить».
При этом Руслан Яхин помнит, что они точно не ехали по крайней правой полосе. Он помнит, как приближались к регулируемому перекрестку, на котором для них горел зеленый свет.
Помнит, как непосредственно перед столкновением его брат начал сигналить, а Руслан сказал ему: «Он тебя не слышит».
А вот про скорость, к сожалению, забыл.
По словам Яхина, наверное, их мотоцикл двигался «со средней скоростью потока». Он точно не помнит, но точно знает: не более 100 км/ч.
«Мне тяжело вспоминать. Я уже сколько ни пытался, я не могу вспомнить».
Пострадавший в результате аварии Руслан Яхин провел 2 месяца в больнице. Олег Тоцкий выделял деньги на его лечение, еще 250 тыс. руб. компенсировал ему после аварии.
На суде Руслан Яхин попросил для Олега Тоцкого максимально строгого наказания. И еще 750 тыс. руб.
Стенограмма судебного заседания от 19 августа 2014 г.:
«Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «Скажите, а вам было известно, что у вашего брата не была открыта категория А на право управления мотоциклом?»
Потерпевший Руслан Яхин: «Известно было. Да».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «А то, что не пройден техосмотр?».
Потерпевший Руслан Яхин: «Эту информацию я не знал».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «Но вы видели, что он без номеров?»
Потерпевший Руслан Яхин: «Видел».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «Вам известно же, что нельзя ездить на транспортном средстве, не имея водительского удостоверения?».
Потерпевший Руслан Яхин: «Известно».
Адвокат Дыбнова (защитник подсудимого Тоцкого): «А почему вы подвергли свою жизнь такой опасности, сев пассажиром к человеку, которого нельзя допускать к управлению транспортным средством такой категории?».
Потерпевший Руслан Яхин: «У него опыт был, потому что он с детства водил мотоцикл».
Родители погибшего мотоциклиста не отрицают, что их сын не имел прав на управление мотоциклом и часто катался на нем. Сначала по деревне, потом - по Никольскому району, потом - по г. Пензе.
По словам отца, Марат Шарипов считал свой мотоцикл маломощным. И мечтал о приобретении более мощного мотоцикла, чтобы ездить на нем еще быстрее.
По мнению родителей, причину гибели их сына нельзя связывать с тем, что у него отсутствовали права на управление мотоциклом. У него был опыт: это главное.
Родители Марата Шарипова, которым Олег Тоцкий выплатил 50 тыс. руб. на похороны сына и еще 1 млн руб. в качестве моральной компенсации, несколько раз меняли свою позицию в суде. Сначала они соглашались с тем, что наказание должно быть условным, потом настаивали на строгом, потом опять на условном.
За 2 дня до оглашения приговора, в ходе прения сторон, судья Сергей Прошкин 13 раз уточнял у отца погибшего мотоциклиста меру наказания, которую тот должен потребовать для подсудимого Олега Тоцкого. Отец погибшего мотоциклиста ответил, что согласен с позицией прокурора и требует условного наказания.
За день до вынесения приговора родители погибшего Марата Шарипова вместе с представителем потерпевшего Руслана Яхина заходили в кабинет к судье Сергею Прошкину. Их вызвала из коридора секретарь судебного заседания, и свидетелями этому являются несколько человек. В том числе адвокат и два журналиста.
О чем судья Сергей Прошкин на протяжении примерно пяти минут разговаривал с родственниками погибшего мотоциклиста при закрытых дверях, остается загадкой.
Однако через полтора часа после этого отец погибшего мотоциклиста заявил в судебном заседании, что просит для Олега Тоцкого максимально строгого наказания.
«Пусть за свой поступок, который произошел по его вине, ответит как мужчина, а не прикрывается своим кошельком и своими защитниками», - резюмировал отец погибшего Марата Шарипова и попросил взыскать с Тоцкого еще 8 млн 950 тыс. руб.
Во всех экспертизах, которые остались в деле, нет ни одного пункта, нет ни одного вывода, где говорилось бы о моей вине. И причинно-следственной связью данного ДТП является скорость 168,3 км/ч.
Прошу суд учесть, что все это время я не пытался затянуть судебный процесс. Я пытался донести до следователя, что моей вины здесь нет. И все мои действия приложены были только для того, чтобы мы помогли следствию разобраться в этом. И чем больше появлялось в материалах этого дела информации, тем больше было доказательств того, что явной моей виновности в этом нет.
Прошу суд учесть при вынесении решения, что я являюсь человеком, который в течение всей своей жизни выполняет законы нашего общества. Я плачу огромные налоги государству, я создаю рабочие места, и мне никогда нет и не было причин, чтобы вилять хвостом, прыгать, прятаться за чьи-то спины, уходить от ответственности.
Если бы моя вина была и я бы ее реально понимал и осознавал, я бы подошел к потерпевшей стороне и решил бы это все еще на самом первом этапе наших действий, так как я являюсь предпринимателем, достаточно зарабатываю и мог бы легко эту проблему решить.
Но я не делал этого.
Не делал только из-за того, что мои нравственные восприятия жизни - они не давали мне переступить через себя. И там, где я не виноват, пойти и уговаривать людей: лишь меня не сажайте, лишь не трогайте, отпустите меня, вот вам деньги и давайте помиримся.
Если бы у меня было осознание вины, я бы это сделал.
Но у меня на сегодняшний день есть четкая уверенность, что только превышение скорости мотоцикла привело к ДТП, в которое я попал совершенно случайно, выполняя правила дорожного движения при развороте. В этом месте я разворачиваюсь 15 лет подряд, 2 раза в неделю.
Я думаю, если суд примет решение ограничить меня в свободе, наше общество от этого только пострадает, потому что я не смогу сделать много полезного, что я до сих пор всей своей жизнью доказывал и старался делать. Я награжден орденом «Знак почета губернатора» за ту работу, которую я проделал на Пензенской земле своими делами, а не разговорами.
Прошу суд мою позицию оценить и не лишать меня свободы, а закрыть дело ввиду моей невиновности».
Екатерин Куприянова
«Улица Московская», № 34, 26 сентября 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024