29 октября исполняется 50 лет Александру Пашкову. «УМ» напоминает читателям подробности биографии героя и особенности его характера.
Едва ли не каждый член местного бомонда, кто знает Александра Пашкова, скажет, что Пашков играл видную роль в делах бывшего губернатора Василия Бочкарева, но одновременно преследовал и свои собственные цели, энергично их добивался, за что и пострадал. Наблюдение верное, но неполное.
На самом деле в судьбе Александра Пашкова, как в зеркале, отразились перипетии или зигзаги современной русской истории, если начинать ее с момента крушения СССР. В 1991 г. ему было всего 24 года, и подобно многим другим молодым людям, он оказался перед выбором: работать на условного «дядю» или работать на себя. Он выбрал свой путь. В те времена романтизма – рыночного и демократического – это был путь в сторону предпринимательства и участия в политике через конкурентные выборы.
И к 1997 г., когда в нашей области состоялись вторые свободные выборы в Законодательное собрание, Пашков вполне созрел для участия в них. Созрел и психологически, и материально. Во всяком случае, по тем временам ему хватило средств, своих и группы поддержки, чтобы профинансировать участие в выборах.
Высокий, всегда улыбчивый, целеустремленный, по-хорошему агрессивный, деятельный Пашков произвел впечатление на избирателей и получил у них поддержку. В 30 лет он стал депутатом Законодательного собрания Пензенской области.
Что и говорить, его шансы на новые успехи, учитывая масштаб его личности и уровень амбициозности, существенно выросли. Он стал обрастать связями, умел обещать и привлекать к себе людей.
На короткий срок стал членом Совета Федерации от законодательной власти Пензенской области. Любопытно, как это произошло.
* * *
По правилам того времени, для избрания в Совет Федерации нужно было, чтобы за соискателя должности проголосовали 23 депутата Законодательного собрания из 45. Как раз столько и составляла группа Бочкарева в ЗС, остальные голосовали обычно против его проектов и предложений, ибо состояли в КПРФ или сочувствовали им. А вот для того, чтобы кандидатуру соискателя вынесли на голосование, ему нужно было заручиться поддержкой 30 депутатов. То есть добиться того, чтобы 30 человек, и не только из группы поддержки Бочкарева, поставили свою подпись за выдвижение Пашкова в Совет Федерации.
И Пашков решил рискнуть. Пришел к Бочкареву и спросил, не против ли тот, чтобы Пашков собрал подписи.
Бочкарев, возможно, не очень веря в то, что Пашкову это удастся, дал согласие. И был весьма удивлен, когда Пашков принес ему 33 подписи. В том числе, например, и подпись видного члена КПРФ, главного врача Пачелмской ЦРБ Николая Баулина, который, поставив свою подпись, предупредил Пашкова, что проголосовать за него на сессии не сможет в силу партийной дисциплины.
Как Пашков и рассчитывал, на сессии он получил поддержку 23 депутатов.
И если избрание депутатом ЗС было для Пашкова признанием первого уровня, то поддержка губернатора и депутатов для прохождения в Совет Федерации – это уже признание второго уровня. Признание не рядовых избирателей, а бомонда или элиты.
То есть в результате Пашков укрепился в элите. Хотя, надо признать, что временами про него говорили, что он выскочка, что просто договорился с Бочкаревым о взаимной поддержке.
* * *
Бочкарев действительно стал использовать ресурс Пашкова – его амбициозность и агрессивность – для решения вполне конкретных административных задач.
Сначала он назначил его заместителем губернатора, затем на короткий срок сделал главой администрации г. Пензы, понимая, что в преддверии приезда в наш город Президента России только Пашков с его энергией и напором сможет подготовить город.
То есть дал Пашкову больше самостоятельности и ресурсов. Наконец, вернул под свое крыло – вновь назначил заместителем губернатора.
Ну а с этого поста Пашков отправился в политическое небытие, а точнее, сначала в СИЗО, потом на скамью подсудимых, в результате он 4,5 года провел в заключении в связи с обвинением в мошенничестве в особо крупном размере.
Эта история требует напоминания для читателей, хотя некогда штрихами или намеками она находила отражение в «Улице Московской». Попробую пояснить.
Амбициозность Пашкова, его стремление не только заиметь крупные материальные ресурсы, но и нацеленность на политический успех, вызвали обеспокоенность Бочкарева. Он стал подозревать Пашкова в притязаниях на губернаторство. Скорее всего, Бочкарев сравнивал себя начала 90-х годов, когда он играл на политическом поле, маневрируя между Ковлягиным и Калашниковым, с Пашковым первой половины нулевых и усматривал в его действиях сходство с тем, что делал некогда сам.
Бочкарев, как я его знаю, очень боялся предательства, опасался, что Пашков, заручившись поддержкой определенных сил в Москве, добьется губернаторской должности. Выборы-то губернаторов отменили. Все решали связи соискателя должности в Администрации Президента России.
Если бы состоялись выборы, то на тот момент Бочкарев, скорее всего, вновь победил бы любого соперника. А вот итогов закулисной борьбы, в которой он на самом деле был мастер, Бочкарев все-таки опасался. Наверное, у него были основания думать, что Пашков сильно нарастил связи в Москве.
Но был еще и второй вектор, который сложился с вектором Бочкарева. Было еще и желание получить громкое дело у ряда руководителей Управления ФСБ РФ по Пензенской области. Возможно, в качестве мотива выступало не только или не столько просто громкое дело, сколько намерение скомпрометировать губернатора Бочкарева судебным процессом против одного из ближайших его соратников. Или как минимум ослабить его в общественном мнении населения, элитных групп и тех персон в Кремле, что поддерживали Бочкарева.
* * *
Так что против Пашкова сработала сила из двух составляющих: его хотел приструнить или поставить в рамки сам Бочкарев и его хотели примерно наказать, чтобы показать свои возможности, органы госбезопасности. В результате Пашков оказался жертвой собственной недальновидности. Не смог он предвидеть, что патрон его сдаст.
То ли потому, что верил в крепкие узы, что связывали его с Бочкаревым или с его дочерью Натальей, то ли в силу собственной наивности и доверчивости, которая бывает у людей целеустремленных и уверенных в себе. Типа того, кто может желать мне зла, такому умному и успешному.
В период пребывания в заключении Пашков имел возможность встречаться и с Бочкаревым, и с некоторыми другими членами правящей в нашей области группировки. Его принимали, то есть не отвергали. Очевидно, и его возвращения из заключения ждали. Говорят, будто сам Бочкарев этому способствовал.
Так или иначе, оказавшись на свободе, Пашков вновь вошел в фавор у Бочкарева. Бочкарев долго уговаривал Пашкова применить его энергию для привлечения в область инвестиций. И в итоге убедил его работать для достижения этих целей в представительстве Пензенской области в Москве.
* * *
Преуспел Пашков в этом или нет, «УМ» неизвестно, но вот тот факт, что он оказался причастен к истории строительства перинатального центра, сегодня знают все.
И также все знают, что Пашков проходит как подследственный по делу о якобы хищениях на строительстве перинатального центра. В настоящее время дело рассматривается в суде, где оно, надо думать, будет надлежащим образом рассмотрено.
Если возвращаться к первоначальному тезису о том, что судьба Пашкова – это зеркало современной истории России, то выходит, что судить будут человека, который 25 лет назад поверил в перемены, который связал свою судьбу с переустройством родного города и области, не забывая, конечно, и о получении дивидендов со своего участия в переменах. И который, кажется, не оценил характер и масштаб торможения, что возникло после 2003 г., когда на первые роли в органах власти и управления стали выходить не инициативные и предприимчивые люди, а люди послушные и исполнительные.
Ему бы приспособиться, слиться с пейзажем, как это делают пауки в пустыне. Но он, мятежный, оказался несговорчивым.
Сегодня трудно предположить, как повернется дело Пашкова в суде. Но стоит, наверное, напомнить о некоторых делах, что он сделал для Пензы и которыми сам гордится, для того чтобы оставить в памяти людской образ Пашкова более объективный, нежели он сложился невольно.
Но начну с эпизода, который ярким образом характеризует отношение Пашкова к порученному ему делу.
* * *
День приезда Владимира Путина в Пензу. За час до прилета президентского лайнера Александр Пашков подъезжает на служебной «Волге» к зданию аэропорта, выходит в наглаженных брюках и белой рубашечке при галстуке ко входу в аэропорт. И видит, что группа мужиков стоит и курит, а окурки бросают себе под ноги. То есть мусорят.
Весь на взводе, Пашков подходит к этим мужикам и, не спрашивая, вы кто такие, но понимая, конечно, что люди это непростые, при помощи ненормативной лексики выражает им свое возмущение: «Люди тут убирались, а вы мусорите».
После чего, дав команду, чтобы убрали за собой, разворачивается и уходит.
Как ему потом сказали, то курили и мусорили сотрудники ФСО, обеспечивавшие безопасность визита президента. Местные чекисты, оказавшиеся свидетелями данного эпизода, пояснили москвичам, что мэр у нас просто болеет за дело, вот и нервничает.
Как рассказывают очевидцы, да и сам я однажды оказался свидетелем, Александр Пашков был склонен использовать крепкие русские выражения, чтобы придавать значимость своим распоряжениям и усиливать мотивацию исполнителей. Нисколько его в этом не оправдывая, хочу заметить, что этой манерой, по слухам, грешил и покойный губернатор Василий Бочкарев, и некоторые другие действующие персонажи из власти продолжают грешить.
* * *
Будучи заместителем губернатора по ЖКХ, строительству и энергетики, Пашков часто посещал Москву. И не только по своим прямым должностным обязанностям. Губернатор Бочкарев нагружал Пашкова еще и неформальными поручениями – ходить в Государственную Думу, по ее комитетам и добывать по разным федеральным программам деньги для области. Так что пришлось Пашкову два года, в 2002-2004 годах, походить по центру Москвы.
И когда в 2005 г. он стал мэром Пензы и прошелся однажды вечером по улице Московской сверху вниз, то поразился, до чего темная была улица. Тут-то он и вспомнил, что центр Москвы вечером и ночью всегда освещен не только уличными фонарями, но и при помощи подсветки зданий.
И после этого в городе стали появляться здания с подсветкой. Первым было здание правительства области. За ним подсветка появилась на здании областного суда, председатель которого полностью поддерживал начинания молодого мэра. За несколько месяцев десятки зданий города были украшены подсветкой, что было утверждено городской архитектурой.
* * *
Одно из первых дел, что сделал Пашков в роли мэра, – ликвидация пивных палаточных павильонов на Фонтанной площади. С ним связана драматическая история: Пашкову пришлось лично выполнять подписанное им распоряжение.
Пашков вступил в должность мэра незадолго до открытия сезона организации уличной торговли. К тому времени вот уже несколько лет центр Пензы был заполнен палатками или палаточными павильонами, в которых с мая по сентябрь торговали пивом и сопутствующими пиву продуктами. Пиво продавали и в таре бутылочной, и баночной, и в розлив. В палатках можно было увидеть не только взрослых людей, но также и их детей, и юнцов, которые пытались приобщиться к взрослой жизни.
Кроме того, палатки, несмотря на старания их владельцев, оказывались порой источниками неубранного мусора и дурного запаха, ибо туалетов рядом не было.
Пашков напоминает, что напротив драмтеатра стояли два больших павильона, а на Фонтанной площади – вообще шесть павильонов. И детям, по сути, не оставалось места, чтобы играть возле фонтана.
Пашков поручил лицам, ответственным в мэрии за предпринимательство и торговлю, встретиться с хозяевами палаток и договориться с ними о переносе палаток в новые места: подальше от центра и поближе к местам массового проживания людей. И вроде бы согласие было достигнуто. Было подготовлено и издано соответствующее распоряжение мэра.
А далее произошло следующее. Пашков в районе обеда спускается по ул. Московской сверху вниз и обнаруживает, как на фонтане выгружают и устанавливают столы, скамейки и растягивают палатки.
Он в гневе требует исполнять распоряжение мэрии. Работяги отказываются. Пашков звонит начальнику УВД генералу Гулякову и требует вмешательства милиции.
Милиция не торопится. Пашков в свойственной ему манере начинает действовать сам: вызывает бригаду коммунальщиков, которые грузят палатки и оборудование в КамАЗы ЖКХ. А затем все это увозят в новые места дислокации согласно распоряжению главы администрации.
* * *
До сих пор вспоминают эпопею с установкой в Пензе новых остановочных павильонов. Они были установлены не за счет городского бюджета, а благодаря бизнесу, который поверил в перемены.
А дело было так. Александр Пашков дело обновления остановочных павильонов превратил в проект со своими целями и задачами. Главная цель – заменить свыше 600 остановок в городе на современные, экономически выгодные для бизнеса и удобные и безопасные для горожан.
Пашков дал бизнесменам понять, что они могут безо всяких предварительных согласований ставить остановку с ларьком, оборудованную подсветкой, кнопкой вызова милиции с проблесковым маячком, в выбранном ими месте, при условии, что они также устанавливают остановку без ларька и обе эти остановки поддерживают в порядке и обслуживают.
И так в Пензе было установлено свыше 400 остановок с ларьками и порядка 200 остановок без ларьков. И без копейки бюджетных денег город приобрел новое лицо.
* * *
Все знают, что в сквере возле Пензгражданпроекта при Пашкове был построен муниципальный фонтан. Это было сделано для того, чтобы предотвратить появление в этом месте торгового павильона, который, благодаря протекции бывшего мэра Калашникова, готов был на этом месте построить один предприимчивый человек.
* * *
Все автолюбители знают, что Пашков расширил улицу Пушкина и заасфальтировал улицу Красную в той части, где она круто поднимается в гору. Но также он расширил улицы Чехова, Кирова, Суворова и Свердлова, а также въезд в Пензу со стороны Тамбовской трассы.
И в этой связи несколько эпизодов, которые характеризуют его стиль руководства.
Движение автотранспорта по улице Красной снизу вверх, от улицы Максима Горького до пересечения с улицей Карла Маркса было до того закрыто более 20 лет. Желание Пашкова положить несколько сот метров асфальта от улицы Кураева вверх наталкивалось на сопротивление начальника ГАИ Владимира Едалова, который, очевидно, полагал, что угол подъема большой.
Но вдохновленный увиденным в Сан-Франциско, где автотранспорт поднимается в более высокую гору, где, соответственно, положен асфальт, Пашков продавливает решение сделать улицу Красной проезжей для автотранспорта в самом крутом месте.
* * *
Чтобы расширить улицу Чехова в части между улицами Суворова и Бакунина, нужно было удалить с тротуара киоски, принадлежавшие предпринимателю Анатолию Русееву, весьма влиятельному человеку, другу губернатора Бочкарева. Русеев всячески сопротивлялся. Облеченный полномочиями Пашков сказал Русееву, что если тот не уберет свои киоски, то Пашков демонтирует их и вывезет ближайшей ночью в металлом.
На утро Русеев сам перевез свои киоски на новое место.
* * *
В случае расширения улицы Чехова нужно было перенести кабели правительственной связи, на что представитель соответствующей структуры потребовал от Пашкова суммы в 10 млн руб. и 2 месяца срока.
Пашков в ответ ненормативно пояснил своему визави, что у него в распоряжении на всю реконструкцию 10 млн. И что он может дать 1 млн и срок 1 месяц.
За эти деньги и в эти сроки работа была выполнена, а Пашков прилюдно извинился.
* * *
Прокладка дорожного полотна в четыре ряда от поста ГАИ, что на выезде в сторону Тамбова, и до улицы Калинина упиралась в то, что на этом участке речушка протекала и над ней мостик был, где проезд был только в два ряда. Безо всякого тендера Пашков велел сделать проект, по которому на том месте проложили дорогу в четыре ряда. И мало кто из автомобилистов вспомнит сегодня о том мостике.
* * *
В качестве заместителя губернатора Пашков курировал работу разных комиссий при районных администрациях. Занимались они и благоустройством, и борьбой с продажей нелегального алкоголя.
Рассматривается на комиссии вопрос о том, как закрыть в центре Мокшана, неподалеку от администрации, киоск, который работает 24 часа в сутки и торгует нелегальным алкоголем. Глава администрации и начальник РОВД говорят на комиссии, что у них это не получается.
Что делает Пашков? Неожиданно вокруг киоска начинает рыть траншею экскаватор. Ищут утечку газа. И поток покупателей к киоску резко падает. Кто же будет скакать через траншею. Через пару недель владелец киоска сам его закрыл.
* * *
В 1999 г. Пашкову довелось по программе «Открытый мир» посетить США (с ним вместе как молодые лидеры ездили Валерий Савин, Алексей Макаров, Вячеслав Сатин). И там Пашкова, по его словам, поразили полы в спортивных залах обычных американских школ. Они были деревянные и без единого гвоздя. Ровные, словно паркет, покрытые блестящим лаком.
И когда в 2003 г. губернатор Бочкарев запустил программу строительства в Пензе и области физкультурно-оздоровительных комплексов (в простонародье ФОКов), Пашков предложил заложить в проекты более дорогие полы по образцу американских.
Как спортсмен Пашков понимал, что такие полы не только эстетика, но прежде всего польза для здоровья. Он помнил тренировки в спортзале с кривыми досками и торчащими из них гвоздями во времена своей юности.
* * *
В череде дел, которые Пашков в должности мэра успел сделать, был и факт материальной помощи милиции: отремонтировал по своей инициативе и по договоренности с начальником УВД генералом Гуляковым 43 участковых пункта милиции и оборудовал их мебелью, купил на каждое РОВД Пензы по автомобилю «Жигули», снабдил милицию несколькими десятками раций.
Наверное, не стоило ему помогать милиции. Ибо, возможно, Бочкарев расценил этот факт как пример сговора вероятного претендента на губернаторский пост с начальником милиции.
Домысел, конечно. Но вполне укладывается в логику, что Пашков пал в результате интриг, которые велись в борьбе за власть. И сегодня, скорее всего, он также может оказаться жертвой системы, которая отторгает из себя непокорных и несговорчивых.
Потому как пока этой системе нужны послушные и исполнительные. Время пассионариев типа Пашкова пока не вернулось.
* * *
16 ноября 2005 г. Александр Пашков сложил свои полномочия главы администрации, написав заявление на имя председателя Пензенской городской думы Ивана Белозерцева.
По словам Пашкова, наверное, самая большая его заслуга состоит в том, что он оставил город, по сути, без долгов. Ни по теплу, ни по газу, ни по энергетике мэрия Пенза долгов на ноябрь 2005 г. перед поставщиками практически не имела.
За счет чего Пашкову удавалось добиваться результатов? Только благодаря своим личным качествам? За счет своей напористости, граничащей с наглостью?
Или все-таки и благодаря умению выстраивать отношения с людьми? За счет того, что способен был делать людей своими последователями и сторонниками?
Многие имеют в руках административный ресурс. Немногие умеют его эффективно использовать. Александр Пашков, по его словам, благодарен своей команде, которая работала с ним в мэрии Пензы, за понимание и поддержку, за то, что неуклонно и последовательно проводила в жизнь совместно выработанные решения.
И то взаимодействие, что было у него в 2005 г. с депутатским корпусом, с председателем городской думы Иваном Белозерцевым, он также оценивает как благотворное для своей деятельности.
«Все мы в то время были птенцами гнезда Бочкарева», – подчеркивает Пашков.
Валентин Мануйлов
«Улица Московская», № 39, 27 октября 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024