Здравствуйте. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07. 02. 1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право потребителя на безопасность товара закреплено статьей 7 закона.
Согласно ст. 5 закона, «на продукты питания изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается».
На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции» также «не могут находиться в обороте пищевые продукты, сроки годности которых истекли».
В соответствии с п.8.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.366820 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» ( должны соблюдаться требования технических регламентов, а также условия хранения и сроки годности (при наличии) такой продукции, установленные ее изготовителем. Не допускается реализация пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Согласно требования п. 8.11. СП 2.3.6.3668-20, «не допускаются для реализации населению пищевая продукция с истекшими сроками годности».
В соответствии с обязательными требованиями п.12 ст.17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», «при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем».
Просроченный товар запрещено выставлять на витрину. Магазин не имеет права реализовать товар по истечении срока годности.
Если приобретен товар, срок годности которого истёк, потребитель вправе на основании ст. 18 закона вернуть его и получить деньги обратно или обменять на такой же или аналогичный товар в пределах срока годности.
Покупателю рекомендуем внимательно знакомиться с информацией на маркировке товара до его приобретения, чтобы не платить за товар с истекшим сроком годности, а при обнаружении такого факта и отказа продавца устранить нарушение - обратиться в магазин с письменной претензией. При отказе в приеме претензии или невозможности её вручения, претензию рекомендуем направить продавцу способом, регистрирующим её отправку, например, заказным письмом с уведомлением о вручении. Примерные формы претензий размещены, в том числе, на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей в разделе «Справочник потребителя», на который можно зайти по ссылке в сети Интернет: http://zpp.rospotrebnadzor.ru, а также через сайт управления, где размещен соответствующий баннер.
Неудовлетворение имущественных требований потребителя в добровольном порядке является основанием для обращения в судебные органы с исковым заявлением.
Управление не вправе в административном порядке обязать какой-либо хозяйствующий субъект, выполнить имущественные требования потребителей, поскольку таким правом обладают исключительно судебные органы.
По общему правилу защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 закона может быть осуществлена только судом по правилам гражданского судопроизводства. В суд вы можете обратиться самостоятельно.