24 февраля 2021, 06:19

Вопрос задал(а) Пациент

Почему пензенская скорая помощь игнорирует приказы Минздрава РФ и законы РФ?

-----

В соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 № 100 (в редакции от 10.06.2010) «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации»:

- Главный врач обязан организовать работу станции по оказанию скорой медицинской помощи населению, транспортировке больных (пострадавших), нуждающихся в госпитализации, доставке больных в стационары по направлению медицинских работников амбулаторно-поликлинической сети, а также по оказанию медицинской помощи лицам, обратившимся непосредственно на станцию.

- Старший врач обязан осуществлять оперативное руководство медицинским персоналом станции по выполнению возложенных на него функций оказания скорой медицинской помощи и организовывать и контролировать работу диспетчерской службы и выездных бригад.

- Врач выездной бригады обязан обеспечивать щадящую транспортировку с одновременным

проведением интенсивной терапии и госпитализацию больного (пострадавшего).

- Водитель обязан обеспечивать, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывать помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносить и подключать медицинскую аппаратуру. Оказывать помощь медицинскому персоналу в сопровождении психических больных.

На должность водителя бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1-2 класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам их транспортировки.

- Фельдшер обязан обеспечивать переноску больного на носилках, в случае необходимости принять в ней участие (в условиях работы бригады переноска больного на носилках расценивается как вид медицинской помощи в комплексе лечебных мероприятий).

При транспортировке больного находиться рядом с ним, осуществляя оказание необходимой медицинской помощи.

-----

В соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н (в редакции от 21.02.2020) «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация. Выездная бригада осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний. Водитель обязан подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения.

Основными функциями врача скорой медицинской помощи являются обеспечение медицинской эвакуации с одновременным проведением во время транспортировки пациента мероприятий по оказанию медицинской помощи.

-----

В соответствии с приказами переноска больного на носилках - обязанность и расценивается как вид медицинской помощи, равно как и обеспечение медицинской эвакуации при наличии показаний - обязанность выездной бригады скорой медицинской помощи.

-----

В соответствии со ст. 11 федерального закона от 21.11.2011 № 323 (в редакции от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

-----

При объективном отсутствии возможности самостоятельной переноски, транспортировки или эвакуации больного бригада скорой медицинской помощи и медицинская организация обязаны немедленно и самостоятельно обеспечить привлечение сил МЧС России или ГБУ Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» (ГУ «ППСЦ»).

Данный вопрос должен быть локализован на уровне вызова скорой медицинской помощи. Помимо прочего диспетчер должен уточнить у вызывающего возможность переноски больного своими силами в машину скорой помощи. В случае отрицательного ответа в числе прочего довести информацию до назначенной на вызов бригады и в случае необходимости транспортировки больного и объективной невозможности переноски, транспортировки или эвакуации больного силами бригады скорой медицинской помощи обеспечить привлечение сил МЧС России или ГБУ Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» (ГУ «ППСЦ») на адрес вызова.

Отказ в предоставлении медицинской помощи - это уголовное преступление.

Статья 124. УК РФ «Неоказание помощи больному» предусматривает наступление уголовной ответственности за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, а также если то же деяние повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.

Оставление в опасности - это уголовное преступление.

Статья 125. УК РФ «Оставление в опасности» предусматривает наступление уголовной ответственности за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

-----

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года):

Статья 7

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 41

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

-----

В связи с тем, что Российская Федерация - социальное государство, где гарантируется охрана здоровья людей, обеспечение поддержки инвалидов и пожилых граждан и гарантированное право на медицинскую помощь закреплено в Конституции РФ (основном законе страны), любые иные нижестоящие нормативно-правовые и подзаконные акты, каким-либо образом де-факто или де-юре ограничивающие предоставление медицинской помощи, не имеют юридического значения при оказании медицинской помощи.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь предполагает гарантию реализации этого права.

Если лица, входящие в состав бригады скорой медицинской помощи, обосновывают отказ в принятии мер для организации переноски больного, руководствуясь в своей деятельности должностными инструкциями, правилами, приказами и иными актами, в силу которых по приезде к больному они не могут так или иначе обеспечить разрешение вопроса переноски больного (прямо признаваемого видом медицинской помощи в действующем приказе Минздрава РФ), то данный отказ заведомо незаконен.

Отвечает Оксана Викторовна Чижова (Заместитель министра здравоохранения Пензенской области )

Здравствуйте. В обращении не содержатся сведения, необходимые для рассмотрения и принятия соответствующих мер. Провести проверку по фактам, указанным в нем, не представляется возможным. Следовательно, подтвердить или опровергнуть несоблюдение медицинскими работниками государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская станция скорой медицинской помощи» требований действующего законодательства не представляется возможным.