Представление о компьютерном пирате как о лоточнике, предлагающем в подземном переходе диски с Windows XP по цене $5 за штуку, действительности не соответствует. Настоящий пират не стоит у лотка. Он показывается на публике либо инкогнито, либо в машине, сопровождаемой джипом охраны.
Иногда к пиратскому промыслу прибиваются также вполне респектабельные люди и серьезные государственные предприятия. Свежий пример - производство в ОАО «НПП Рубин» партии контрафактных дисков с компьютерными программами на сумму более 46 млн. долларов.
Отказ прокуратуры города Заречного Пензенской области в возбуждении уголовного дела - увлекательное чтение. Вот краткий пересказ изложенной в нем пиратской истории.
В декабре 2003 года представители «Рубина» отправились в командировку в Москву с целью купить поликарбонат - пластик, из которого льют компакт-диски. Товар приобретали на базе, названия которой представитель предприятия потом не вспомнит (прокуратуру эта забывчивость не смутит).
Там же произошло знакомство с молодым человеком без каких бы то ни было, увы, особых примет. Не спрашивая у контрагента документов, представитель «Рубина» от имени директора своего предприятия к.т.н. И.В. Урнева, члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, заключил с новым знакомым (который представлял несуществующее ООО «Галактис») договор на изготовление партии компакт-дисков.
Матрица для печати таковых прибыла в Пензу «по всей видимости, через посредника поездом» и благополучно попала на территорию завода. Оборонного, между прочим, предприятия. Того самого, которое в 1957-м выпустило первую нашу цифровую ЭВМ.
Дальше - проще. Отпечатанные диски уехали поездом в Москву, следом за ними через день-другой отправились бизнесмены «Рубина», чтобы в номере отеля получить наличные у молодого человека, не обладающего особыми приметами.
Изучение вопроса о том, что именно находилось на дисках, эта схема работы не предполагала. Однако скоро выяснилось, что каждый CD стоит 6600 долл., что эти доллары принадлежат не «Рубину» и не мифическому ООО, а фирме «1С», что «1С» ограблена на 46 млн. 410 тыс. долл. как минимум и что пензенский представитель компании требует привлечь г-на Урнева к ответственности как «причинившего особо крупный ущерб фирме-правообладателю на основании действующего законодательства» (формулировка прокуратуры).
Хотя поначалу прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела по поводу нарушения авторских прав. Позднее дело все же возбудили, но не по «профильной» 146-й статье УК РФ, дающей законному правообладателю реальные шансы в суде.
Сумма причиненного ущерба - новый пиратский рекорд, чем эта история и примечательна. В том же, что оборонные предприятия не брезгуют компьютерным пиратством, ничего нового нет. Об этом американский посол Александр Вершбоу писал российскому премьеру еще летом 2002-го, после чего борьба с пиратами в России заметно активизировалась.
История поучительна: да, программное обеспечение может стоить очень дорого, так что пиратам имеет смысл взвешенно подходить к оценке риска. Заметим, что 6 тыс. долл. за диск не предел «рентабельности». Некоторое время тому назад на московских лотках можно было встретить, например, диск с системой R/3 производства компании SAP официальной ценой в сотни тысяч долларов. Правда, хитом продаж он не стал - по причине высокой сложности системы воровать ее бессмысленно.
Анна Майорова
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024