Вот и наступили голодные времена. Нет, гипермаркеты по-прежнему поражают обилием товаров, в том числе и промышленных, вот только техника сплошь импортного производства.
Не можем мы конкурировать с зарубежными странами, даже с теми, кого всего несколько лет назад называли развивающимися. Не можем выпускать такие автомобили, чтобы их захотели купить немцы или японцы. Не можем конкурировать в производстве оборудования и его комплектующих.
И дело уже даже не в том, что не умеем, а в том, что на российских промышленных предприятиях некому работать. В промышленном секторе страны наступил кадровый голод.
ДВОЕЧНИКОВ НЕ ПРИНИМАТЬ!
Ситуация усугубляется тем, что год от года выпускники школ мечтают стать юристами, экономистами, психологами и менеджерами. И этот год не исключение. Как в этой ситуации быть техническим вузам - вопрос, на который ответ, судя по всему, будет дан нескоро. Хотя попытки переломить ситуацию уже предпринимаются, правда, как-то кособоко.
В прошлом году многие вузы набрали на бюджетные места абитуриентов, сдавших ЕГЭ «чуть выше двойки». В этом году прошлогоднюю ситуацию вузам поставили на вид и, по информации федеральных информагентств, запретили зачислять на бюджетные места слабых абитуриентов.
Правда, официально грань между слабыми и сильными пока не проведена. Поэтому вузы по своему усмотрению будут решать, кто слаб, а кто нет.
Впрочем, в интересах вузов набрать по-настоящему сильных студентов. Дело в том, что в этом году бюджетные места между учебными заведениями впервые распределили по конкурсу, и в следующем году те из них, которые рискнут набрать абитуриентов с плохими оценками, не получат бюджетных мест и, соответственно, финансирования.
В минувший понедельник сдавать ЕГЭ сели 780 тысяч российских выпускников. Из них 500 тысяч сдавали экзамен по обществознанию - это будущие юристы, экономисты, менеджеры. А вот химию выбрали всего 100 тысяч абитуриентов.
А в России только вузов пищевого профиля, где нужен ЕГЭ по химии, - более сорока, и кем они будут укомплектовываться - непонятно. Им, скорее всего, будет не до деления студентов на сильных и слабых: набрать бы хоть каких-нибудь...
Школьники не выбирают экзамены по химии, физике или биологии, потому что сдать обществознание, на их взгляд, проще. Тем не менее в этом году все-таки будет заметно сокращено число бюджетных мест по специальностям юрист и экономист.
В результате школьники, даже сдавшие ЕГЭ по обществознанию на хорошие оценки, могут остаться у разбитого корыта. А на инженерных специальностях, как и в прошлые годы, будет недобор.
ФРАНЦУЗСКИЙ НЕ ЛЮБЯТ
Пенза в этом плане исключения не составляет. Наши выпускники тоже отдали предпочтение таким специальностям, как юриспруденция и экономика. ЕГЭ в регионе сдают 6 тысяч 463 выпускника. Обществознание выбрали 4 тыс. 928 человек, это на 900 человек больше, чем в прошлом году. На втором месте по популярности физика - ее сдают 2 тыс. 817 выпускников (на 337 больше, чем прошлой весной).
Экзамен по биологии держат 1 968 школьников. Год назад ее сдавали 1 838 человек. Информатику в качестве профильного экзамена выбрали 1 337 выпускников, литературу - 653 человека, английский - 506, немецкий - 67. Самый непопулярный предмет у выпускников - французский язык. Его сдают всего 12 человек.
Приведенные выше цифры красноречиво говорят о том, что технические специальности особой популярностью не пользуются. Это значит лишь одно - через четыре года предприятия по-прежнему будут испытывать кадровый голод.
ПРОРЫВАТЬСЯ НЕ С КЕМ
Не сомневаюсь, что кто-нибудь из читателей резонно заметит: мол, с кадрами плохо не только в промышленности. У нас не хватает врачей, строителей, а в некоторых регионах даже учителей, хотя педагогических вузов и колледжей в стране более чем достаточно. Все так, кто же спорит? Но промышленная отрасль всегда была ключевым сектором экономики, и ее провал может отбросить Россию далеко назад.
Впрочем, это уже происходит. С 2000 по 2008 год годовые темпы экономического роста в стране составляли в среднем 7%. Но в 2009 году они упали на 7,8%. Потом был небольшой подъем, а в 2012 г. эксперты прогнозируют снижение на 3,5%. Они же говорят о том, что прорыв России на мировой рынок, исключая сырьевую зависимость, возможен только за счет высокотехнологичных производств.
Региональные производители с этим утверждением согласны. «Да мы бы прорвались, - говорят они. - Только прорываться не с кем». На промышленных предприятиях катастрофически не хватает людей, способных работать на высокотехнологичном оборудовании, которое, кстати говоря, стоит немалых денег.
Вот и получается, что сначала мы искали средства, чтобы это оборудование закупить, а теперь ищем кадры, чтобы это оборудование не простаивало. Кому-то удается найти, кому-то - нет.
Одни руководители перекупают работников у своих конкурентов, другие пробуют привлечь мигрантов, но быстро понимают, что это напрасный труд: одно дело улицу подмести и совсем другое - управлять умным станком или, того хуже, этот станок создавать.
Вот и ломают голову российские промышленники над совсем не школьной задачкой: куда пойти, чтобы найти толкового работника и повысить производительность труда. Кстати, по этому показателю мы отстаем от зарубежных стран в 3-4 раза.
В БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ
Пензенских промышленников проблема нехватки кадров тоже не миновала. Как и коллеги из других регионов, они ищут пути ее решения. Есть среди них и новаторы - те, кто не стал ждать кадрового апокалипсиса, а решил самостоятельно воспитать тех работников, которые требуются предприятию. Именно воспитать, сочтя такой подход самым перспективным.
Сотрудники одного из местных предприятий семь лет назад запустили проект «Шаг в будущее», в рамках которого занялись разносторонним развитием ребятишек. Сначала своих детей приводили сотрудники, а потом и все желающие.
Нельзя сказать, что результат превзошел все ожидания: из выращенных проектом ребятишек на предприятие пришли работать 18 человек. Еще 22 учатся по целевым направлениям в институтах.
«С одной стороны, результат небольшой. С другой - потрясающий, потому что те 18 человек, которые пришли на завод, - это люди с новым мышлением, - констатирует руководитель службы персонала Наталья Никулинская.
- Они думают о том, как сделать быстрее, качественнее, лучше. И, самое главное, им это нравится, они не высиживают от звонка до звонка, а делают все, для того чтобы развиваться самим и развивать предприятие. Многие сделали стремительную карьеру. Если мы хотим вырастить коллектив нового поколения, то начинать нужно со школы».
По мнению Натальи Никулинской, подготовка кадров - это командная работа, в которой должны участвовать все: школа, преподаватели средних и высших учебных заведений, работодатели.
«Нужно изменить принцип мышления, присущий современной молодежи, - считает руководитель кадровой службы. - Сейчас молодые люди, стоя перед выбором профессии, в первую очередь задают себе вопрос, не кем они хотят стать, а куда им поступить после школы.
Отучившись первые курсы в институте, они озадачиваются новым вопросом: «Где пройти практику?», а должны: «Куда пойти работать, чтобы развить профессиональные навыки?»
Этот сложившийся десятилетиями стереотип мышления нужно менять. Чтобы подросток, подходя к выбору института, понимал, кем он хочет стать в этой жизни. Чтобы, поступив в вуз, он знал, куда пойдет работать и какого работодателя захочет выбрать. Вот тогда мы действительно получим специалистов. В Пензе есть все возможности, для того чтобы выстроить систему, воспользовавшись которой ребенок мог бы правильно сориентироваться в выборе профессии, то есть логически выстроить свою карьеру.
«Не так давно мы провели эксперимент: набрали группу молодых людей и оплатили им учебу в институте с тем, чтобы, выйдя из вуза, они пришли работать к нам на завод, - вступил в разговор генеральный директор ОАО «Пензтяжпромарматура» Александр Чернышев.
- Потом решили выяснить, как у этих ребят обстоят дела с учебой, и... через два года мы с каждым из них разорвали контракт. Потому что выяснилось, что молодые люди считали так: раз за нашу учебу заплатили, значит, можно и на занятия не ходить, и практику пропускать. Ни один из этих ребят в течение учебы на нашем предприятии не появился. Так мы поняли, что кадры нужно растить самим, и запустили свой собственный образовательный проект».
ПАТРИОТИЗМА НЕ ХВАТАЕТ...
Однако для того чтобы раз и навсегда разрешить кадровую проблему, одной профориентации и популяризации инженерных профессий с детского сада мало. По мнению того же Александра Чернышева, нужно воспитывать патриотизм по отношению к своей малой родине. Пока мы не можем решить проблему утечки мозгов: на заработки в столицу уезжают не только простые рабочие, но и инженеры с конструкторами.
«Почему-то все полагают, что в Москве платят большие деньги, - размышляет Чернышев. - Но это иллюзия. Вычтите из заработанных 80 тысяч 50 за жилье и питание, и у вас останутся те 30, которые легко можно заработать в Пензе. Поэтому лично я не понимаю стремления работать вахтовым методом в Москве.
Не понимаю и родителей, отправляющих туда учиться своих детей. У меня сын, и я имею возможность обучать его в столичном вузе, но я этого не делаю. Во-первых, пензенские университеты дают хорошие знания, а во-вторых, большой город - это большие проблемы».
С этой мыслью согласился и глава региона Василий Бочкарев.
«В Пензу специально для того, чтобы учиться в местных вузах, приезжают ребятишки из столицы. И не потому, что преподаватели спрашивают меньше, а потому, что обстановка спокойнее: наркотиков и преступности меньше.
Родители, которые это понимают и переживают за будущее своих детей, отправляют их из столицы учиться в провинциальные города. Мы же наоборот - выдавливаем детей из родного дома и, рискуя их будущим, отправляем в Москву».
Вот такой разговор состоялся недавно на одном из пензенских промышленных предприятий. Пока промышленники рассуждают, как популяризировать рабочие профессии, в том числе и инженерные, выпускники российских школ снова выбирают престижные, на их взгляд, и непыльные профессии юриста, психолога и экономиста.
Полина Тальникова
«Аргументы и факты - Пенза», № 22, 30 мая 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024