Ветшаем потихоньку

По оценкам российского союза инженеров, общая площадь ветхого и аварийного жилого фонда в стране увеличилась до 99,5 млн кв. м, превысив показатели 1990 г. более чем в 3 раза. Основная доля жилого фонда в России (43,2%) была построена в 1971-1995 годах, еще 37,5% составляет жилье, построенное до 70-х годов ХХ века. По разным данным, в ветхом и аварийном жилье проживает от 2 до 5 млн человек.

В одной только Пензе в адресный перечень многоквартирных домов с высоким уровнем износа, планируемых к расселению, включено 333 дома, в которых проживает 7 тыс. 209 человек.

АПАРТАМЕНТЫ ДЛЯ БОМЖЕЙ

Нельзя сказать, что проблема ветхого жилья не решается. Решается, но не так быстро, как хотелось бы пензенцам. И не так безболезненно, как многие ожидали. Но жизнь, как известно, в любой процесс вносит свои коррективы. В тот числе и в региональную программу, задуманную с благими намерениями переселить людей из гнилушек в благоустроенные новостройки. В результате в центре Пензы среди многоэтажек немым укором торчат полуразвалившиеся домишки.

И ладно бы просто торчали. Но они становятся местом, в котором концентрируется потенциальная опасность: их облюбовали бомжи, превратив в свалки. А ведь из некоторых гнилушек до сих пор не съехали жильцы.

Территорию вокруг расселенных двухэтажек на улице Коммунистической (дома № 11а/1 и 11а/6) местные жители называют помойкой-сити, или полем чудес. Залежи строительного мусора начали образовываться с прошлого лета, когда снесли первый расселенный дом. Затем опустело еще несколько строений, сносом которых уже никто не занимался. Со стремительной скоростью у заброшенных домов выросли кучи бытового мусора.

«Кто-то, наверное, решил, что здесь свалка! - возмущается Валентина Киселева из дома № 18. - А может быть, людям просто лень идти до мусорных контейнеров, вот и бросают здесь пакеты с отходами. Страшно представить, что будет весной, когда растает снег!»

Разбросанные там и тут бутылки народная молва приписывает бомжам, заселившимся в опустевшие квартиры. По словам жителей соседних пятиэтажек, почти каждую ночь в заброшенных домах, что называется, дым стоит коромыслом: даже сквозь закрытые окна слышен смех, который нередко перерастает в крики и брань. Однако не только это беспокоит горожан.

«За детей страшно! - констатирует Ирина Чувайкина, председатель ТСЖ «Нива» и жительница дома № 16 на улице Ворошилова. - Темнеет уже рано, а рядом с заброшенными домами находится школа искусств. В общеобразовательную школу № 58 многие тоже через «поле чудес» ходят.

В довершение ко всем напастям жители дома № 16 на улице Ворошилова озадачены проблемой сохранения запасенной в подвалах картошки и прочих дачных даров. И темные личности, слоняющиеся по опустевшим развалюхам, тут ни при чем.

Дело в том, что из ближайшего к нам расселенного дома то и дело хлещет вода. Видимо, прорвало какие-то коммуникации, и вода лилась все лето. Люди звонили в аварийные службы - воду на время перекрывали, а потом все начиналось снова».

НЕВЫГОДНЫЕ КЛИЕНТЫ

С вопросом об уборке территории вокруг расселенных домов мы обратились к начальнику отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации города Михаилу Резницкому.

«Пока дом не расселен, его обязана обслуживать та управляющая компания, за которой он закреплен», - констатировал чиновник.

Как выяснилось, дома, о которых идет речь, не сносят потому, что из них не съехали несколько семей. У каждого из них своя правда: кто-то не согласен переезжать из центра города, кого-то не устраивает качество нового жилья, предоставленного по программе расселения.

«Раньше нас обслуживало ТСЖ «Лидер», - объясняет Галина Казакова, она одна из тех, кто остался с семьей в полуразрушенном доме. - Когда наши дома признали аварийными, ТСЖ от нас отказалось. По закону они не имеют права выставлять оплату аварийным домам. Нам так и сказали: «Извините, но обслуживать вас бесплатно слишком накладно».

Прошлой зимой у нас отрезали батареи. Когда на улице было минус тридцать, нам приходилось спать в одежде, под тремя одеялами. Обидно, что столько лет мы платили «Лидеру» деньги за ремонт дома, который ни разу не проводился, а теперь лишены самого элементарного».

ВОТ ТАК ЖИЛЬЕ!

История переезда Казаковых в новый дом не слишком веселая. Квартиру в трехэтажке по улице Коннозаводской им предоставили, только вот обещанный застройщиками комфорт оказался подмоченным. В новом доме протекала крыша, а по стенам ползла черная плесень.

«Я подала иск в суд, - рассказывает Галина. - Он обязал строителей сделать ремонт. И они его сделали. Но когда я пригласила специалистов оценить качество, те засмеялись: «Это что мертвому припарка!»

Сейчас Галина вновь обивает пороги кабинетов чиновников, пытаясь добиться пересмотра договора, по которому она не имеет права предъявлять претензии к качеству предоставленного по программе переселения жилья.

«В аналогичной ситуации оказались десятки семей, - уверяет женщина. - Люди жалуются на щели между рамами и стенами, образовавшиеся из-за неправильной установки стеклопакетов. На отсутствие вентиляции и массу других недоделок. Вот и не хотят они переселяться в такое жилье».

Варвара Стрелецкая

«Аргументы и факты - Пенза» № 43, 24 октября 2012 года.

27 октября 2012, 13:04

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024