Третью неделю подряд в Пензе кипят страсти по поводу отмены льгот на проезд в общественном транспорте. Сначала возмущались ветераны труда, а теперь за голову схватились другие льготники.
ВОТ ТЕБЕ И ЗАБОТА...
«Почему лишили социального проездного инвалидов? - недоумевала читательница. - Мы приравнены к федеральным льготникам. Посему непонятно, как депутаты местного Законодательного собрания могут отменить федеральную льготу?»
Социальный проездной стоил 280 рублей, по нему можно было свободно ездить целый месяц. После отмены льгот на 280 рублей можно совершить всего 20 поездок. Этого явно недостаточно: инвалидам нужно и за лекарствами съездить, и в больницу наведаться.
К тому же инвалиды бывают разные: немало в нашей области слабовидящих. Сложно представить, как слепые люди будут рассчитываться с кондукторами. Еще сложнее представить, как они будут раскладывать дома мелочь по кучкам - в каждой по 14 рублей.
«Когда в стране происходила монетизация льгот, нас убеждали, что хуже не будет, - продолжала рассказывать женщина. - Но все получилось с точностью до наоборот. Я получаю маленькую пенсию - всего шесть тысяч рублей. Еще полторы тысячи в качестве федеральной льготы. Предполагалось, что этих денег должно хватать и на лекарства, и на отдых в санатории. Но их не хватает. А после отмены проездного нам совсем туго придется».
ДЕНЕГ НЕТ
Немного истории. Система льгот возникла в советское время, когда действовали соцгарантии, и служила для поощрения определенных категорий граждан. В 1980-1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратились в систему социальной поддержки населения. Количество формальных льготников превысило половину населения страны.
В 2005 г. была проведена монетизация. Она, кстати, касалась только федеральных льготников - участников ВОВ, несовершеннолетних узников концлагерей, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, работавших в период ВОВ на военных объектах, инвалидов I, II и III групп, детей-инвалидов до 18 лет, ликвидаторов чернобыльской аварии и т. д. Всего в тот список попало 14 млн человек.
Были монетизированы три вида льгот - транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Регионы имели право провести монетизацию для своих льготников. Некоторые так и поступили.
По стране прокатилась волна протестов. Чтобы хоть как-то успокоить людей, в ряде регионов, в том числе и в Пензенской области, был введен единый социальный проездной.
Расходы, которые в связи с этим понесли транспортные предприятия, компенсировал бюджет. За региональных льготников - региональный, за федеральных - федеральный. После 2010 года федералы переложили свои обязанности на регионы.
Ольга Семенеева
«Аргументы и факты - Пенза», № 50, 12 декабря 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024