«Битва машин», «одно из крупнейших сражений Второй мировой» - все это говорят о Курской битве. 80 лет назад, летом 1943 года, в схватке сошлось столько техники, сколько никогда не выходило на поле боя. В тех жесточайших танковых поединках участвовал и уроженец Пензенской области, Герой Советского Союза гвардии полковник Николай Бубнов. 25 июля 1943 года, в самый разгар боев, ему исполнилось 39 лет. Через неделю он погиб под вражеским обстрелом.
ОРДЕН ЗА ХАЛХИН-ГОЛ
У Николая Матвеевича Бубнова - стандартная биография красного командира. Он родился в селе Дурасовка (сейчас Вязовка Пензенского района) в обычной крестьянской семье. Отец погиб во время Гражданской войны, матери пришлось одной ставить на ноги и сына, и пять дочерей.
После школы Николай трудится ремонтным рабочим, а потом, в 20 с небольшим лет, становится секретарем сельсовета. В 1926 году он пошел служить в армию и больше уже о гражданских профессиях не вспоминал: стал кадровым военным. Окончил Ульяновскую танковую школу, бронетанковые курсы усовершенствования командного состава.
Боевой опыт Николай Бубнов получил еще до Великой Отечественной - в сражении с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 году. Позднее военные историки скажут: если бы не танки Красной армии, у японцев были все шансы окружить и разбить советские войска. В тех боях Николай Бубнов был ранен, его наградили орденом Ленина.
«НЕ ПУСТИМ! ВЫСОТА НА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Великую Отечественную войну Николай Бубнов встретил в Одесской области, в звании заместителя командира полка. Семья должна была выехать к нему. Но, как писала потом в своих воспоминаниях жена Надежда, не успела этого сделать. Вместе с детьми, дочкой и сыном, супруга всю войну прожила в Новосибирске.
С самого начала Великой Отечественной Николай Бубнов участвовал в тяжелейших сражениях. Весной 1942 года он получил звание подполковника, под его командованием 133-я отдельная танковая бригада в боях под Сталинградом стала настоящей легендой. Танкисты Бубнова сражались на подступах к городу и не только отбивали атаки противника, но и шли в контрнаступление. Спецкор газеты «Красная звезда» Леонид Высокоостровский посвятил целый очерк 133-й бригаде.
«...Танкисты части, которой командует подполковник Бубнов, сражаются против немецко-фашистских захватчиков в районе Сталинграда. С 4 августа по сей день они не выходят из боя. За это время, не имея ни одного поражения, они уничтожили и подбили 233 танка и 68 орудий противника… И если когда-либо эта танковая часть оставляла свои рубежи, то она делала это лишь по приказу командования...» - писал Леонид Высокоостровский.
233 танка - это немецкая танковая дивизия. Бригада Бубнова уничтожила ее за 1,5 месяца боев. В статье «Красной звезды» рассказывается, как комбригу удавалось разбивать врага, даже не имея численного преимущества.
Так, во время сражений под Сталинградом в тыл советских войск прорвались 80 немецких танков. У Бубнова техники было меньше, но комбриг взял не числом, а умением. Он использовал водную преграду, чтобы остановить врага.
«Не пустим! Перед нами река, высота на нашей стороне, местность и броды мы знаем лучше, чем немец. Мы можем и должны разбить врага», - приводит его слова Леонид Высокоостровский.
Советские танкисты хитростью заманили немецкие танки на брод и там расстреляли их прямой наводкой.
Три человека из 133-й танковой бригады были удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них, Иван Корольков, вошел в пятерку самых результативных советских танкистов Великой Отечественной.
В декабре «за проявленные личным составом... отвагу, стойкость, мужество и героизм» воинское подразделение получило звание гвардейского и было преобразовано в 11-ю отдельную танковую бригаду.
«НАШИ ЛЮДИ КРЕПЧЕ СТАЛИ»
Николая Бубнова отмечало не только вышестоящее командование. В музее школы села Богословка Пензенского района хранится редкий документ - письмо радиста, который служил в подчинении Николая Матвеевича. Он характеризует комбрига как любимца солдат. И вспоминает, что в минуты покоя бойцы пели сочиненную ими песню:
«Подлый враг на все готов,
Но наши люди крепче стали,
Нас в бой ведет комбриг Бубнов…»
В краеведческом музее хранится четыре фронтовых письма, написанных Николаем Бубновым в 1942-1943 годах. «Особого в них ничего нет, - писала его жена Надежда Александровна, - Бубнов Н. М. вообще был скуп на слова ... тем более в дни такой войны». Но даже в таких письмах можно почувствовать, как суровый командир любил свою семью и свою родину.
«Здравствуй, Надюшка! Люба, Витя! За боевую работу часть, которой я командую, представили к ордену «Красное Знамя». Лично меня также представили к пятому ордену «Красное Знамя»… Фрицев колотим неплохо... Короче говоря, кто из них уцелеет, закажет потомству, чтобы не совали свиное рыло в наш советский огород... Целую крепко-крепко», - это письмо Бубнова датировано апрелем 1943 года.
Готовясь к летней кампании, бойцы по приказу комбрига изучали вражескую технику, тактику. «Бубнов сам с утра до позднего вечера пропадал на учебных полях», - указано на портале «Герои страны». Впереди была Курская дуга.
ЖЕСТОКАЯ ОЛЬХОВАТКА
Этот плацдарм назвали Курским выступом: советские войска выдвинулись на нем глубже, чем на остальных участках фронта. У немцев появилась возможность нанести удары с флангов, с юга и севера, окружить и уничтожить подразделения Красной армии, а потом пробиться внутрь. Германия, после разгрома под Сталинградом, очень хотела изменить ход войны.
Для операции «Цитадель» привлекались лучшие генералы вермахта и наиболее боеспособные войска.
Советская разведка не только раскрыла планы противника, но и установила точную дату операции. Было решено сначала обескровить фашистов в обороне, а потом пойти в контрнаступление.
Известно, что Красная армия к тому моменту имела превосходство по танкам. Но дело было не только в количестве. Немецкие войска укомплектовали «Пантерами» и «Тиграми», последние могли пробить броню на расстоянии 2 км. Нашим Т-34 для этого надо было подъехать на 500 метров.
«В ходе наступательных боев бригаду перебрасывали с одного участка фронта на другой. Там, где создавался «затор», образовывалась заминка, командующий армией вводил в дело резерв - 11-ю гвардейскую.
Гвардии полковник Бубнов, умело командуя бригадой, неоднократно личным примером бесстрашия и отваги воодушевлял гвардейцев-танкистов, увлекая их в атаки, в результате чего противнику был нанесен значительный урон в живой силе и технике», - рассказывает замдиректора ГБУК «Пензенский краеведческий музей», ответственный секретарь Пензенского регионального отделения Российского военно-исторического общества Сергей Никушкин.
Одно из самых жестоких сражений развернулось у Ольховатки - именно там, собрав большой кулак, пытались пробить оборону фашисты. «Немецкое командование ввело в сражение почти все соединения ударной группы армий «Центр», но прорвать оборону они так и не смогли», - отмечается на портале «Ход войны» Минобороны РФ. Даже когда подбивали их машины, советские танкисты не сдавались, а шли в бой с экипажами подбитых вражеских танков.
Об ужасах войны в письмах Николая Бубнова домой - ни слова. «Коротко о себе: здоровье хорошее, чувствую себя великолепно. Дела идут хорошо, особых новостей нет», - пишет он в своем июльском послании. Надежда Бубнова получила это письмо, когда мужа уже не было в живых.
«2 августа 1943 года танки вышли на рубеж атаки в районе деревни Ржавы. Николай Матвеевич поднялся на пригорок, чтобы наблюдать за ходом атаки. Внезапно начался сильный огневой налет, отважный комбриг был убит осколком снаряда», - рассказывает руководитель музея школы им. С. А. Суркова села Богословка Наталья Кузнецова.
Николай Бубнов был похоронен в Курске. В декабре 1945 года ему присвоили звание Героя СССР. В его честь назван переулок в поселке Кромы Орловской области. В 2021 году на здании школы села Васильевка Пензенской области была установлена мемориальная доска Николаю Бубнову.
Ирина Акишина
«Аргументы и факты», № 29, 19 июля 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024