Его знают и помнят как в России, так и за ее пределами. Его сравнивают с великим Шаляпиным. 145 лет назад, 23 августа 1878 года, родился выдающийся оперный певец Александр Мозжухин. В его успехе во многом «виновата» любовь, а именно - любимая жена, актриса, оперная певица и пианистка Клео Карини. В этом году исполняется 135 лет со дня ее рождения. Ради искусства, ради успеха мужа она пожертвовала многим.
МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА
Их творческий и супружеский тандем сформировался во многом потому, что оба не просто имели музыкальное образование, а в буквальном смысле жили музыкой.
Александр Ильич изначально был скрипачом, потом начал активно заниматься вокалом, стал оперным певцом. А Клеопатра Андреевна уже с 6 лет обучалась игре на фортепиано (ей давала уроки музыки сестра Петра Ильича Чайковского). За границей она получила блестящее образование, позволившее ей впоследствии выступать на оперной сцене. С 1917 года Клеопатра Карасарини (на афишах и в газетных заметках везде значится как Клео Карини) стала сниматься в немом кино на киностудии «Российское кинодело», которой она владела совместно с Натальей Бахаревой, внучкой писателя Николая Лескова.
Кинокарьера длилась всего несколько лет, но Клеопатра Андреевна успела получить главные роли в нескольких кинокартинах, а также знала заочно обоих братьев Мозжухиных.
«Есть сведения о том, что Александр и Клеопатра были вместе 40 лет, следовательно, знакомы с 1910 года, - рассказала краевед и экскурсовод Ирина Немова. - Ранее оба уже состояли в браке, Клеопатра Андреевна, например, до Александра Ильича была замужем дважды. Об этом периоде ее жизни мало что известно, также нельзя сказать точно, состояли ли они в браке на момент знакомства друг с другом. Однако роман между ними завязался быстро и развивался стремительно».
В фондах Пензенского областного краеведческого музея сохранилось несколько снимков, датированных 1916 годом, когда Александр и Клеопатра еще были молоды и не женаты. На одной из них в мастерской скульптора Михаила Блоха Клео Карини, тогда еще актриса немого кино, позирует, а Александр Мозжухин, в то время увлекающийся скульптурой, участвует в создании бюста. Это как раз тот случай, когда взгляд красноречивее слов.
Однако уже в 1918 году киностудия, где работала Клеопатра Андреевна, закрылась. У нее, обладающей ярким сопрано, была возможность продолжать выступать в качестве оперной певицы, однако девушка выбрала для себя другую роль.
ШОСТАКОВИЧ И НЕ ТОЛЬКО
Талантливая актриса решила стать аккомпаниатором Александра Мозжухина и добилась того, что его голос получил лучшее обрамление.
Именно с ней Александр Мозжухин обрел сначала всероссийскую, а затем и мировую известность. Супруги вместе открывали новые таланты, а потом обучали их (одним из их учеников, например, был композитор Дмитрий Шостакович). Клео и Александр показали Европе и Азии, что такое русская опера. На афишах, как российских, так и зарубежных, их имена всегда печатались одинаковым шрифтом и на одинаковом расстоянии, чтобы подчеркнуть их равноправие в творческом дуэте.
В отзывах того времени отмечалось не только блестящее исполнение партий голоса Александра Мозжухина, но и игра Клео Карини. Музыкальные критики отмечали, что во время выступления был слышен сначала только голос, и только по прошествии некоторого времени - музыкальное сопровождение, хотя оно на самом деле было с самого начала.
Супруги успешно выступали по всему миру, однако самые теплые воспоминания они сохранили о гастролях в Кондоле Пензенской области в 1922 году. Александр Мозжухин выступал для земляков бесплатно, его супруга исполняла оперные партии вместе с ним.
«Где наши дни с Александром Ильичом, дни в Кондоле на отдыхе у Ильи Ивановича были солнечные, радостные, счастливые! - писала Клеопатра Андреевна в письме к бывшему директору Пензенского областного краеведческого музея Александру Тюстину. - В Кондоле мы с Александром Ильичом дали бесплатный концерт. Александра Ильича качали, все село загордилось Александром Ильичом».
К сожалению, это был последний раз, когда Александр Мозжухин побывал на родине в Пензенской области. Далее он уехал на гастроли в Европу и, несмотря на все свои старания, не смог вернуться в Россию.
ПАМЯТЬ ЖИВА
Дуэт супругов был успешен в Европе. Но яркую карьеру прервала начавшаяся Вторая мировая войны. Оккупация (Мозжухины пережили ее во Франции), немецкий плен, голод, продолжительная болезнь. Александр Мозжухин не дожил всего несколько месяцев до возможности снова вернуться на Родину. Впрочем, одной ее все равно было недостаточно. Вдова оперного певца смогла вернуться в СССР только в 1966 году.
«С собой на Родину она привезла все, что осталось от ее супруга и его брата: последней волей их обоих было сохранить память, что осталась в письмах, документах, афишах, костюмах, музыкальных инструментах, - пояснила Ирина Немова. - Всю свою оставшуюся жизнь она посвятила тому, чтобы о муже не забывали и помнили. Для них обоих главное предназначение заключалось в том, чтобы служить искусству. Возможно, поэтому за столько лет брака у них так и не было детей».
Благодаря ей пополнились архивы РГАЛИ, экспозиции Бахрушинского музея в Москве, а также фонды Пензенского областного краеведческого музея. Многое из того, что сохранила Клео Карини, стало основой экспозиции музея имени Мозжухиных в Кондоле.
«У Александра Ильича есть тетрадь поэзий, стихотворений, - писала Александру Тюстину Клео Карини. - Одно посвящено дорогому селу Кондоль - Сергеевка, Киселевка. Где бы Александр Ильич ни был, какие бы расстояния ни разделяли Александра Ильича с Родиной, Александр Ильич всегда помнил о ней, любил свою Родину. Верю, что все будет сделано по заслугам как земляку, землякам, не отнимая меня у Александра Ильича; мы дышали одним дыханием и горели одним пламенем в творчестве, театре, искусстве и личной красивой жизни, славы, уважения и любви!»
Память об Александре Ильиче жива и по сей день. Так, 28 августа в честь 145-летия Александра Мозжухина в органном зале филармонии состоится концерт, посвященный великому оперному певцу.
«Аргументы и факты», 23 августа 2023 года
Оригинал и другие интересные статьи на сайте penza.aif.ru.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024