Сирота из дома ветеранов мечтает о жилье

Двадцатичетырехлетняя Марина Фролова и двадцатидвухлетний Игорь Зайцев - выпускники Нижнеломовского дома-интерната для детей с физическими недостатками.

Им повезло. Они не только сумели создать полноценную ячейку общества, но и с помощью государства решить квартирный вопрос. Однако не у всех сирот в жизни все так гладко складывается.

  ПРОБЛЕМ С ЖИЛЬЕМ НЕТ

- Диагноз Игоря - «поражение центральной нервной системы». Поэтому после того, как его родителей лишили родительских прав, мальчика отправили в Мокшанский детский дом для умственно отсталых детей. А через три года, после того как его первичный диагноз не подтвердился, перевели к нам, - вспоминает Марина. С Игорем они уже несколько лет живут в гражданском браке.

- У меня же глаукома обоих глаз. Один с рождения закрыт, и даже после многочисленных операций хоть как-то восстановить зрение не получилось.

Когда Игорь обратил на меня внимание, я не придала этому никакого значения. Полюбит чуть-чуть и перестанет, а он не успокаивался. Старался помогать, подкупал нянечек, чтобы те разрешали ночью пробираться в женскую половину детского дома»…

- А она надо мной еще и издевалась, - смеется половинка Марины, высокий крепкий парень. - Например, из детского лагеря, куда она ездила отдыхать, писала письма, что познакомилась с парнем, влюбилась в него и не может без него представить своей жизни. А я-то мучился: не ел, не спал, даже думал, как сбежать из детского дома, чтобы попасть в лагерь.

Но потом Марина сдалась, и началось. Букетно-романтического периода у сирот не было. Тем более что жить вместе они начали еще в детском возрасте. Игорь готовился поступать в рязанское училище, где учится большинство выпускников детского дома.

Марина пробовала жить в Москве, куда ее пригласила модельер Елена Супрун, которая помогла трудоустроиться в одну из местных редакций. Ежедневно ребята общались по телефону, и в один из таких переговоров Марина неожиданно сообщила новость: «Милый, а я, кажется, беременна...»

Через девять месяцев у молодых родилась абсолютно здоровая дочка, Юля. Игорь каждую свободную минуту посвящал малютке. Про Марину и говорить нечего. Они оба удивлялись, что у них так все слаженно получается. Все-таки отсутствие родителей накладывает свой отпечаток, подсказать было некому.

- Государство помогло нам с жильем, - замечает Фролова. - Пока мы живем в однокомнатной квартире. Она, конечно, небольшая, но нам хватает. Мы не успели зарегистрировать свои отношения. Все времени нет. Но это не мешает нам любить друг друга.

А после того, как мы создали семью, нашлись и наши родственники. У Игоря есть еще три брата и сестра, а мои родственники живут в другом городе.

Но, к сожалению, такими счастливыми жизненными историями могут похвастаться не все.

  ПРОБЛЕМЫ С ЖИЛЬЕМ ЕСТЬ

Небольшая комната. Телевизор, кровать, шкаф... Все это «шикарные» апартаменты 33-летнего Василия Васильева.

Молодой мужчина уже несколько лет проживает в Пензенском доме ветеранов. И, несмотря на то, что он выпускник того же Нижнеломовского дома-интерната для детей с физическими недостатками, на новоселье не надеется.

- Я уже так устал добиваться собственного жилья, что руки просто опускаются, - рассказывает он мне. - В 1989 году, после того как моих родителей лишили родительских прав, я попал из Рязанской области, где проживал, в Нижнеломовский детский дом. Распределили меня туда, так как у меня ДЦП.

В 1997 году Василий вернулся к себе на родину, но не для того, чтобы жить с родителями, а для того, чтобы учиться по специальности «бухгалтер» в местном училище. А через 4 года он вновь вернулся в Пензу.

- Когда я обратился в городскую администрацию по поводу жилья, мне сказали, что мой поезд ушел, так как на тот момент мне было уже 23 года. А на очередь сирот ставят именно до этого возраста. Спасибо дому ветеранов, где мне разрешили жить. Раньше я вообще свои «хоромы» делил еще с одним мужчиной. Сейчас, как видите, лучше.

Через время Васильева все-таки поставили на очередь. Правда, на общую. Недавно он узнал, что в ней является лишь 6 140-м претендентом на получение жилья.

- Когда я спрашивал, как продвигается дело, мне ответили, что никак, - продолжает мой собеседник. - Моя пенсия, несмотря на то, что я инвалид первой группы, около шести тысяч рублей. Часть из нее уходит дому ветеранов.

На судебные дела у меня попросту нет денег. И не факт, что я их выиграю. Если бы мне вовремя сказали о том, что надо встать на очередь, то моя жизнь сейчас складывалась бы иначе. Я даже познакомиться с девушкой не могу. Сами понимаете, свидания в казенном доме мало кого прельщают.

  НУЖДАЮЩИМСЯ ПОМОГУТ. КАК?

- Такие случаи не редкость, - говорит начальник отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы Михаил Резницкий. - В законодательстве Российской Федерации прописано, что сирота может по достижению совершеннолетия вернуться в родительское жилье, если оно есть, конечно. Если же такового не имеется, то его ставят на очередь именно для таких категорий граждан.

В прошлом году в городе Пензе мы обеспечили жильем 130 сирот. В данный момент в очереди стоят еще 72 человека из этой категории граждан.

Если же человек не успел встать в очередь до достижения им 23 лет, то ему приходится ждать квадратных метров в общей очереди. Сейчас в ней стоит порядка 6 000 человек. Некоторые из них ждут новоселья с 1960 года! Замечу, ежегодно порядка 16 - 20 человек получают выплаты на улучшение жилищных условий.

Кстати, любое обращение должно быть зафиксировано письменно. Прежде чем ставить человека на очередь, мы должны выяснить, было у него жилье или нет.

С 2002 года я веду журнал посетителей в электронном виде. За этот период в мой отдел обратилось 8 338 посетителей. В этом журнале я отмечаю, по какому вопросу человек обратился, какие рекомендации получил. Поэтому я всегда в курсе, кто к нам обращался, а кто нет.

Я всем советую посещать сайт городской администрации. Здесь в разделе «Жилищная политика» все категории граждан могут узнать о своих жилищных правах.

Алина Кулькова

«Любимая газета - Пенза», № 25, 20 июня 2012 г.

23 июня 2012, 15:20

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024