Ежегодно только в администрацию города Пензы обращаются десятки выпускников детских домов области. У них у всех одна проблема: они вовремя не встали в очередь на получение жилья и теперь вынуждены мыкаться по съемным углам. Чиновники же обещают, что в 2013 году ситуация кардинально исправится.
ОПОЗДАЛИ...
На долю Ирины Давыдовой (имя изменено) в жизни выпало немало испытаний. В пять лет попала в детский дом из-за того, что ее мать лишили родительских прав. С тех пор девочка свою родительницу не видела, а в одиннадцать лет Ирину известили, что мать умерла.
Детдомовцы, начинающие самостоятельную жизнь, по закону должны в первоочередном порядке обеспечиваться жильем, но, когда подошел срок Ирине покинуть детский дом, ей сообщили, что на получение жилплощади она рассчитывать не может, так как у нее сохранилась прописка, и теперь девушка может вернуться в «родные пенаты».
Восемнадцатилетняя Ирина поехала посмотреть, где ей предстояло жить. Комната в коммуналке больше напоминала притон. Тетка находилась в алкогольном опьянении, ее сожитель в подобном состоянии, кто такая Ирина, они, как старались, не вспомнили.
Девушка вернулась в детский дом со слезами: как же я там буду жить?
Несколько лет она пыталась добиться справедливости, прошла через суды и различные комиссии. Долгие годы снимала комнату и платила за нее большие деньги, так что почти не оставалось на еду.
- Жить там, где прописана, считала невозможным, потому что можно было пойти по той же дорожке, что и мама, просто спиться, - рассказывает пензячка. - Иногда денег даже на еду не было.
А когда мне исполнилось 23 года, в жилищном отделе сказали, что я опоздала встать на очередь в получении жилья. Хорошо, фортуна повернулась ко мне лицом, и я встретила человека, который обеспечил мне крышу над головой. Но могло быть все иначе. Государство мне так и не помогло.
РЕБЕНКА ПРИШЛОСЬ ОТДАТЬ В ДОМ МАЛЮТКИ
Сценарий жизни выпускницы одного из областных детских домов Светланы Красновой больше похож на бразильский сериал. 30-летняя женщина родом из села Махалино Кузнецкого района. Ее родители, которые страдали алкоголизмом, отказались от дочери еще в роддоме. Та же судьба ждала и двух ее сестер.
После выпуска из детского дома Светлана отучилась в профессиональном училище № 40 по специальности «штукатур-маляр». В то время ей предоставили койко-место и прописку в общежитии на улице Беляева.
- Прошло время, я познакомилась с мужчиной, с которым уехала жить в Кузнецк, - рассказывает женщина. - А через четыре года мы с ним разбежались. Когда я вернулась жить в Пензу, на руках у меня уже был сынок Рустам, которому скоро исполнится два года. Но сейчас мальчика на время пришлось отдать в Кузнецкий дом малютки. Так мне посоветовали в районном отделении социальной помощи.
Дело в том, что возвращаться мне было некуда: в общежитии на моем месте живет уже другой человек. Два месяца мне пришлось жить в доме ночного пребывания. За это время я родила дочку Сонечку, которой скоро будет четыре месяца. Сейчас меня приютила одна знакомая, но о своем жилье я мечтать не перестаю.
Сейчас юристы и общественные организации стараются помогать женщине как могут, но пока, увы, никаких результатов нет.
ПРОБЛЕМУ РЕШАТ?
С нового года подобных нашим героиням в России должно стать меньше. С января этого года вступили в силу поправки в федеральный закон о предоставлении детям-сиротам собственного жилья.
Итак, если сегодня российское законодательство предусматривает право детей-сирот на обеспечение их жилыми помещениями в возрасте до 23 лет, то закон 15-ФЗ распространяет свое действие на всех детей-сирот, независимо от их возраста, если они не реализовали свое право до вступления в силу вот этого федерального закона.
Согласно этому закону, поправки будут иметь обратную силу. Дети-сироты, еще не получившие жилье, все равно получат его и по новым правилам.
Также по новому законодательству ребенку будет выделяться жилье по нормативу 33 кв. м, что позволит приобретать данный вид квартир уже на нормальном рынке, по нормальным рыночным ценам, а не увеличенным в два раза.
Еще одно новшество в законе касается создания специализированного жилого фонда. Его должен будет формировать регион. Предполагается, что предоставленное в течение 5 лет жилье будет оставаться в фонде, а его приватизация будет невозможной.
В дальнейшем, если у ребенка не возникнет трудной жизненной ситуации, то жилое помещение передается по договору социального найма. В пятилетний срок дети-сироты не могут ничего делать с этим жильем, они обязаны в нем проживать и поддерживать порядок.
Новый закон ужесточает процедуру получения жилья, что позволит избежать незаконных сделок купли-продажи. Таким образом, дети будут защищены от недобросовестных риелторов и мошенников.
Действительно, в новом законе все хорошо прописано, и права детей-сирот получили более высокую степень защиты. Но будет ли на деле так же, как на бумаге?
Алина Кулькова
«Любимая газета - Пенза», № 2, 8 января 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024