Распоряжением регионального правительства утвержден перечень малокомплектных сельских школ Пензенской области на 2014 год.
«МЫ ЖИВЕМ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ»
В этот перечень входит теперь 101 школа и 6 филиалов, в которых обучается 3 тысячи 520 человек. Причем всего по одной малокомплектной сельской школе находится сегодня на территории Бессоновского, Каменского, Кузнецкого и Неверкинского районов, где обучается 16,45, 43 и 26 школьников соответственно.
Что же входит в само понятие «малокомплектная школа»? Это девятилетнее образовательное учреждение без параллельных классов с небольшим количеством учащихся.
Причем в начальных классах один учитель может одновременно работать с несколькими классами в одном помещении (что определяет специфику учебного процесса: значительный объем самостоятельной работы учащихся). А в старшем звене занятия ведутся с каждым классом отдельно. Чтобы выяснить, как сегодня работают подобные учебные учреждения, я побеседовала с педагогом одной из малокомплектных школ Колышлейского района.
- Сколько учеников посещает вашу школу? - поинтересовалась я.
- 32 человека. В этом году у нас был всего один первоклассник. А несколько семей с детьми уехали из села - работы нет, а жить на что-то нужно. Поэтому численность учеников сократилась. Но на следующий год (мы очень на это надеемся!) у нас будет пять первоклашек!
- А как давно ваша школа носит статус малокомплектной?
- Второй год.
- Это как-то сказалось на численности учителей? Были сокращения?
- Сокращений не было. Но заработная плата педагогов повысилась. Ведь система образования сейчас финансируется по подушевому принципу (то есть субсидия выдается непосредственно на каждого ученика). А так как учащихся у нас мало и школа получила статус малокомплектной, учреждению теперь выделяются дополнительные средства из бюджета. Кстати, несмотря на статус, наша школа живет полноценной жизнью, участвует во всех конкурсах и соревнованиях, несмотря на то что выбирать участников не из кого.
К примеру, у нас учится всего девять мальчиков, поэтому на спортивные соревнования в район отправляем тех, кто не освобожден от уроков физкультуры и имеет хоть какие-то спортивные задатки.
Но в малочисленности учащихся имеются и свои плюсы: каждый школьник на виду у всех учителей, возможности и таланты каждого известны досконально. Со всеми родителями постоянно видимся, общаемся и по мере возможности помогаем.
ПРОБЛЕМЫ СЕЛА СКАЗЫВАЮТСЯ НА ШКОЛЕ
Конечно, жаль, что количество малокомплектных школ не уменьшается. Ведь это говорит о проблемах села: нехватке работы, маленьких заработных платах, что ведет как к нежеланию женщин рожать детей, так и к переезду коренного населения в более «хлебные» районы. Но если (не дай Бог!) «псевдомодернизация» затронет малокомплектные школы и они начнут закрываться, село и вовсе умрет. Потому что работоспособное население с детьми начнет переезжать туда, где для них есть хоть какая-то школа.
Екатерина Козина
«Любимая газета», № 4, 22 января 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024