Стать получателем государственной социальной стипендии, оказывается, не так сложно. Не обязательно быть членом малоимущей семьи или иметь инвалидность. Просто нужно, чтобы кто-то из близких родственников работал в бухгалтерии какой-нибудь бюджетной организации.
В конце января областная прокуратура распространила сообщение следующего содержания: «В Камешкирском районе проведена проверка выплаты социальных пособий гражданам в управлении социальной защиты населения. Установлено, что депутат комитета местного самоуправления Пестровского сельсовета, занимая должность главного бухгалтера Пестровского дома-интерната для инвалидов, а также должность главбуха общебразовательной школы села Пестровка, с целью незаконного получения государственной социальной стипендии для своей дочери изготовила официальный документ - справку, в которой умышленно указала заниженные сведения о получаемой заработной плате».
Итак, в данном случае речь идет о депутате Ольге Чемоданкиной.
Должность не ахти какая, но все же. Семь населенных пунктов объединяет это муниципальное образование с населением в полторы тысячи человек.
Одновременно Ольга Анатольевна вела бухгалтерию дома-интерната для престарелых и инвалидов. Учреждение небольшое. Здесь постоянно живет около пятнадцати человек.
В семье Чемоданкиной двое детей: несовершеннолетний сын и дочь-студентка, обучающаяся в одном из пензенских вузов по специальности «Экономика».
Чем именно руководствовалась главбух, когда подделывала справки о своей зарплате? Скорее всего, возможностью воспользоваться своим служебным положением. Тем более что сделать это было не так уж и трудно.
В изготовленной Чемоданкиной справке ее доход на посту главного бухгалтера оказался явно заниженным. Документ был подписан Ольгой Анатольевной от имени директора интерната и заверен печатью. Затем с этой справкой главбух отправилась в районное управление социальной защиты населения, где ее визит также прошел без сучка и задоринки.
Теперь женщина с полным правом могла доказать всем, что ее семья из четырех человек малоимущая и получает доходы ниже прожиточного минимума. Все остальное - уже технические моменты. На основании приказа ректора вуза дочери Ольги Чемоданкиной была назначена социальная стипендия.
Справка «ЛГ»: Сумма государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть ниже минимальной суммы стипендии, которая составляет минимум 2 010 рублей в месяц для студентов вузов и от 730 рублей для студентов колледжа.
Но этим дело не закончилось. Не забудем, что Ольга Анатольевна являлась главным бухгалтером еще и местной общеобразовательной школы. И тоже наравне с директором могла подписывать финансовые документы. На сей раз для районного управления соцзащиты она подготовила две справки. Одну - о своих доходах (заниженных, естественно) и доходах своего мужа, работавшего в учебном заведении преподавателем физкультуры и технологии. В управлении соцзащиты специалисты отдела учета и отчетности произвели расчет среднедушевого дохода семьи Чемоданкиных.
Получилась сумма в размере 5 тысяч 325 рублей на всех. Действительно, маловато. В бухгалтерии вуза такой справке никто не удивился. Все же прекрасно понимают, какие сейчас заработки в сельской глубинке.
Как позже выяснилось, стипендия студентке так и не пригодилась - все до копейки деньги она отдавала матери. В общей сложности девушка успела получить чуть меньше двадцати тысяч рублей. Не так уж и много, если подумать. Но все равно незаконно.
Решив вопросы со старшей дочерью, Ольга Чемоданкина переключилась на младшего сына. Согласно федеральному и региональному законодательству о государственном пособии семьям, имеющим детей, малоимущим семьям оказывается скромная материальная поддержка из бюджета.
По уже опробованной схеме Ольга Анатольевна изготовила справки о заработной плате: своей в доме-интернате (о работе в школе тактично умолчала) и мужа. На основании предоставленных документов Чемоданкиной было назначено ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка.
Недолго длилась эйфория. После возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество с использованием своего служебного положения» она моментально улетучилась.
А затем состоялся суд. Как ни странно, представители ни одной из потерпевших сторон на суд не явились. А что им переживать? Деньги-то все равно казенные. Тем более что еще до суда Ольга Анатольевная полностью возместила ущерб. Так что женщина вполне могла рассчитывать на снисхождение. Суд назначил ей полтора года условно с испытательным сроком. Так что финал этой истории для всех ее участников можно считать относительно благополучным.
Интересный факт. Ровно за месяц до начала суда депутаты комитета местного самоуправления утвердили план мероприятий по противодействию коррупции. Аж из целых 28 пунктов! Подписала его, как и полагается, глава сельсовета Ольга Чемоданкина.
Павел Романов
«Любимая газета» № 16, 16 апреля 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024